Баженовское месторождение в Асбесте — уникальный промышленный объект, видимый даже из космоса (представьте, какой огромный!). Его обслуживает и использует Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат. А еще карьер и комбинат — градообразующее предприятие. Благодаря тому, что здесь нашли одно из самых крупных месторождений асбеста, появился и одноименный город.
Спускаемся в карьер
Сам карьер почти не огорожен: дорогу и обрыв разделяет лишь лесополоса. Шутка ли: попробуй огородить такую махину (7,5 км в длину, 2,5 км в ширину). Но в том месте, где находятся спуски вниз – охрана строгая: стоят заборы, лают собаки, вход только по пропускам. Мы вышли из нашего комфортного автобуса, чтобы пересесть на Уралы повышенной проходимости, которые доставили нас на несколько уровней вниз.
В карьере работают БелАЗы — огромные машины, каждая высотой с двухэтажный дом. Они помогают транспортировать асбест от места добычи к месту переработки. Посмотрите, как они выглядят сами по себе, а как – рядом с людьми. Огромные же?
Месторождение было открыто в 1885 году. В начале 20 века его объем оценивали в 8 млн тонн, но постепенно оно росло, углублялось, развивались технологии. Сегодня запасы оценивают в 76 млн тонн, учитывая, что месторождение разрабатывается уже полтора века.
Сначала был один карьер, потом – несколько. Постепенно, по мере углубления и расширения добычи, карьеры росли и сближались. В итоге перемычка между ними была ликвидирована, и карьеры слились в один большой – такой, каким мы видим его сегодня.
Разработка карьера – открытая. Это значит, что чтобы достать асбест, сначала нужно взорвать горную породу. Такие взрывы проводят примерно два раза в неделю, по расписанию. Перед взрывом обязательно воет сирена, чтобы предупредить жителей города. Но говорят, что они и так знают расписание и в целом уже привыкли.
Вид на карьер со смотровой площадки
Экскурсия устроена интересно: сначала тебя привозят на один из уровней карьера (не в самый низ), дают поближе посмотреть на машины, устройство транспорта – а потом везут на смотровую.
Оттуда карьер виден как на ладони, белазы кажутся игрушечными машинками, а железные дороги – тонкими нитями. Посмотрите сами. И учтите, что некоторые фото сделаны на зуме :)
На смотровой площадке лежи каменная глыба из карьера – где как раз можно разглядеть волокна хризотил-асбеста.
Обед горняка
После работы надо и отдохнуть. Следующий в программе — обед горняка. Настоящая заводская столовая московским туристам, конечно, в диковинку. Нас даже заранее предупреждали, что если вдруг вы такое не едите – берите с собой какие-то перекусы.
Я ждала, конечно, чего-то особенного, действительно горнорабочего. Но был обычный набор – первое, второе, компот. Простой, сытный обед, без прикрас и ресторанной подачи.
Завод теплоизоляционных материалов
Финальная точка маршрута — производство. Нас провели по цехам завода «Эковер», где из хризотил-асбеста делают теплоизоляционные материалы.
Самое яркое впечатление производит металлургическая печь, в которую добавляют породу (минералы и кокс) – и плавят при температуре около 1500°С. Волокна распушивают в вату, затем прессуют и нарезают на плиты. Если вам интересен полный процесс, здесь есть хорошая статья.
На заводе делают продукцию, которая используется в строительстве, энергетике и металлургии — где нужно сохранить тепло и обезопасить от огня. Например, огнеупорные маты выдерживают температуру до +1200 °C.
Попасть на эксукрсию можно в составе группы: через поиск можно найти много-много туров, в том числе под ключ – из Екатеринбурга. Можно попробовать записаться и своей частной группой на сайте Ураласбеста. Мы же были в Асбесте в рамках тура по промышленному Уралу с компанией «Глазами инженера».
Про первую часть экскурсии, где мы посетили музей Ураласбеста и ДК с бомбоубежищем, я писала здесь.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы, ставьте лайки, пишите комментарии, оставляйте донаты – по кнопке внизу материала или на странице моего блога
Читайте короткие заметки из путешествий в моем телеграм-канале.