На шестой день у нас запланированы поездки по Ленинградской области с остановкой на ночевку в глэмпинге (ранее таким способом проживания мы не пользовались).
День 6 — Ленинградская область, п.Первомайское
С утра собрались, удаленно сдали квартиру, взяли еды с собой в Теремке и направились в п.Первомайское (75 км), откуда поехали в глэмпинг Мэйтри Кэмп (60 км), где забронировали шатер на первой линии у Финского залива.
В первой части я достаточно много описывал про братьев моего деда по отцу — Ивана и Семена, пообещав, что про третьего — Петра, напишу уже в соответствующей части.
Историческое отступление
Как и старший брат — Семен, Петр был офицером, только Семен был артиллеристом, а Петр стал летчиком.
К сожалению, по нему в семье тоже было достаточно мало информации, только то, что он был пилотом штурмовика и его сбила зенитная артиллерия 10 июня 1944 года при освобождении Карелии, о чем было известно из письма сослуживцев об обстоятельствах гибели.
Занявшись поиском информации о своих предках, удалось найти достаточное количество сведений, немного противоречивых, но все же иной информации нет и является официальной версией.
В 1940 году Петр был призван на срочную службу в РККА. Был зачислен курсантом в Черниговскую Военно-Авиационную школу пилотов, после окончания которой в 1942 году был направлен в 17 запасной авиационный полк, дислоцировавшейся в г. Пенза, где, вероятно, обучался пилотированию на самолётах «Харрикейн».
После прохождения дополнительной подготовки, переведён пилотом в 730 истребительно-авиационный полк, где он должен был принимать участие в авиационном прикрытии Архангельского порта и конвоях в Двинском заливе. Дата перехода в 999 штурмовой авиационный полк пока не установлена, однако в отличие от 730 полка, здесь Пётр уже должен был пилотировать самолёт Ил-2.
10 июня 1944 г. при выполнении боевого задания на двухместном Ил-2, самолет был подбит зенитной авиацией. На месте падения самолета (3 км от поселка Первомайское (финское название Кивеннапа) отсутствовала воронка, что говорит о том, что скорее всего самолет пытался совершить вынужденную посадку на болото.В 1949 году местными жителями у самолета обнаружены останки одного члена экипажа, в погонах лейтенанта, которые были захоронены в братской могиле поселка Ольшаники (ранее назывался пос. Ахи-Ярви).
13 августа 2003 года было проведено обследование самолета, в результате которого был установлен номер. Однако, при проверке оказалось, что номер самолёта Петра Болдина не соответствовал тому, который эксперты нашли в болоте. По документам полка, в тот день в 999 году погибли два экипажа, однако и их номер не совпал с найденным. Исследователь Владимир Куренин смог отыскать самолёт с обнаруженным номером, среди машин 448 ШАП 281 ШАД, который не вернулся с задания 26 июля 1944 года, т.е. спустя полтора месяца с момента гибели Болдина и Вахрушева. Однако, произошло падение в совершенно другом месте, и экипаж, младший лейтенант Бахарев Григорий Петрович и воздушный стрелок, старшина Литвинов Иван Иванович выбросились на парашютах и смогли вернуться в часть.
В 2009 году на место падения самолета прибыла поисковая группа из Национального автомобильного музея, члены которой в хобе обследования обнаружили другие обломки, имеющие заводские номера, которые, тоже не относились к самолёту Петра Болдина.
На сегодняшний день, лейтенант Петр Болдин значится в списке двух захоронений: в селе Колатсельга и в посёлке Ольшаники.
Однако, в соответствии с письмом сослуживцев, Петра, о котором я упоминал выше — сбили его на Карельском перешейке (а Колатсельга не относится к нему, и находится далеко), да и в документах части фигурирует именно Кивенаппа.
Впоследствии, при дальнейшем обследовании самолета был обнаружены останки и второго члена экипажа — стрелка Якова Вахрушева, которого также захоронили рядом с Ольшаниками.
К месту падения самолета ежегодно осуществляется 7ми километровый поход школьников с руководителем школьного музея — Валентиной Ивановной Карабановой, которая уделила много времени установлению событий, связанных с самолетом Петра.
С Валентиной Ивановной мне и удалось связаться, чтобы посетить место падения самолета и захоронение в Ольшаниках.
День 6 — продолжение
Мы приехали к дому Валентины Ивановны, забрали ее и сначала поехали по грунтовке в сторону места падения самолета, доехав до перекрестка к болоту, откуда оставалось уже небольшое расстояние, она, к сожалению, сказала, что в мае до нужного места не пройти, слишком болотистая местность. А уже летом-осенью можно, но крайне необходимо с проводником, т.к. нужно четко следовать флажкам.
Потому когда буду в следующий раз в тех местах в более подходящее время — то обязательно дойду до места.
После этого поехали уже на захоронение.
Затем мы поехали уже в школу, посмотрели созданный ею и учениками музей военной истории, а также деревенскую избу. Многие экспонаты дети делают самостоятельно.
Плюс в школьном кинотеатре включили фильм, посвященный самолету Петра (я его смотрел еще дома):
И пока ходили по школе — большое количество детей подходили к Валентине Ивановне и обнимали ее, очень приятно видеть такое отношение.
Недавно ей сделали операцию, потому ее некоторое время не было в школе.
Здоровья ей и огромное спасибо за ту работу, что она делает, такие люди очень нужны нам.
Еще одно историческое отступление
Пока мы ездили и общались, я узнал, что раньше в музее была пушка с самолета, но в связи с действующими правилами, такое нельзя хранить в школе, ее перевозили потом с места на место и в итоге неизвестно, куда ее поставили.
А еще приезжала команда из Всеволжского музея, которая изъяла часть деталей с самолета.
Впоследствии, уже возвращаясь из Карелии, 8 мая я заехал в частный музей во Всеволожске, где восстанавливают Ил-2 (правда, одноместный), но он был закрыт.
Созвонился с его сотрудником, договорились созвониться после майских праздников, т.к. они активно участвовали в мероприятиях, посвященных 9 мая и не было времени.
Впоследствии, удалось связаться и мне сообщили, что действительно, совсем немного деталей, но использовали для реконструкции: "На память не запомнил. Вроде на выхлопных трубах защита… Что то по масляной системе.".
День 6 — продолжение
После посещения музеев, отвезли домой Валентину Ивановну и поехали в глэмпинг Мэйтри кэмп.
По пути еще остановился на стоянке на трассе, которая расположена в 1 км от места падения самолета.
Дорога от Первомайского к глэмпингу так себе, а на предпоследнем участке еще и щебеночная, но очень ровная.
Пылищаааа стояла =)
Хороший грейдер
В сам глэмпинг ведет грунтовая дорога через лесок.
После регистрации на машине можно подъехать поближе к шатрам, разгрузиться, а затем отвезти машину на парковку.
Глэмпинг весьма приятный, домик хорошенький и удобный, сыну очень понравилась кровать на "втором этаже", оттуда почти не слезал, только поесть и погулять =)
Погода была ветреная на берегу, в лесочке сразу ветер стихал.
Место очень понравилось, но относительно дорогое.
Я бронировал сильно заранее, обошлось в 13к, к моменту заселения аналогичный вариант стоил уже порядка 25к, что уже высоковато для одних суток.
Тем более в этой поездке в основном варианты проживания в основном выбирались из расчета 3-4к за одни сутки)
Но, опять же, место очень приятное и стоило того, чтобы сюда заехать.
Погуляли по берегу, сходили до маяка и бухты Желтой, после чего вернулись обратно уже по лесу.
Весьма приятная природа, и сосновый лес здесь выглядит не так как у нас.
Пробег за сутки был минимальный, что-то около 150км.
День 7 (утро) — Выборг
С утра собрались и направились в Выборг (70км), при этом хотел поехать дорогой вдоль Финского, через Советский, но что-то проглядел и в итоге поехал другой дорогой =)
В Выборге мы планировали побыть пару часов и отправиться в Карелию.
Выборг нас встретил неплохим дождем.
Поскольку времени было мало, то прошлись по улочкам центра города, зашли в Выборгский замок, дошли до смотровой по мосту (где нас несколько раз пытались окатить проезжающие машины). На обратном пути зашли перекусить в местную кондитерскую, да купили немного кренделей.
Еще я хотел купить местного пива (это удалось), но узнал, что это последние запасы, т.к. Выборгский пивзавод переехал во Псков =)
Жаль, а у них раньше был музей, я думал туда зайти.
Пиво, кстати, так — ничего особенного.
Перед выездом из глэмпинга — сбросил "любимую" ошибку по коробке.
На выезде из города вновь выскочил чек =)
Кстати, ошибку недавно устранил (бублик пришлось опять вскрывать, и да, проблема была в нем), машина сейчас стала совершенно другой, но об этом я отдельно напишу, да и сначала все же съезжу на Кольский, посмотрим, не выскочит ли снова =)
Из Выборга направились в Карелию, а именно в Сортавалу, длина маршрута — 250 км.
День 7 (день-вечер) — Долина водопадов
По пути в Сортавалу по многочисленным советам заехали в эко-парк Долина водопадов рядом с Лахденпохья.
Эко-парк разделен на основные зоны, в одной — расскажут об истории карелов, есть кузница, можно покормить оленей, посмотреть на лисиц, посетить хаски (но мы приехали уже поздновато, к ним доступ закрыли), прокатиться на тролее, в другой — прогуляться по удобной деревянной дорожке по лесу и холмам/скалам, посмотреть на пороги (которые именуются водопадами).
Место красивое, заезд с трассы удобный, к посещению по пути в ту же Сортавалу рекомендую.
В общем, место очень понравилось.
Красивая природа, аккуратно встроены в пейзаж дорожки, ходить удобно.
Если по пути — то стоит заехать, тут очень красиво.
После Долины водопадов мы отправились уже в Сортавалу, заселиться, сходить в ресторанчик поужинать и ложиться спать.
В Сортавале сняли квартиру, хороший недорогой вариант для проживания.
Чисто, ремонт аккуратный, две комнаты, двухэтажный старый дом, места для машин много.
В соседнем доме нашли ресторанчик Релакс, хороший, места много, диванчики удобные. Но ничего особенного, просто зайти поужинать рядом с домом — отлично.
За день проехали примерно 350 км.
На этом завершаю третью часть, скоро опубликую четвертую - с Карелией (Сортавала, Рускеала, Карельский зоопарк), немного Новгорода и общими итогами.
В этой части проехал мало, больше ездил по тому, что важно для меня (история дедов) и врядли интересно остальным с точки зрения посещения мест. Потому по итогу этой части поездки всего три вывода:
— Мэйтри кэмп — дорого, но при раннем бронировании более доступный (в 2 раза дешевле). Красиво и уютно.
— Выборг особо посмотреть не успели и погода была отвратительная, но центр весьма приятный, заехать стоит.
— Долина водопадов (пусть это и пороги) — заехать по пути обязательно, очень красивое место.
Все части поездки:
Часть 1 — Калужская область
Часть 2 — Смоленск, Псков, СПб
Часть 3 — Ленинградская область, Карелия (долина водопадов)
Часть 4 — Карелия, Новгород, итоги
Ссылки на блог на других ресурсах:
- Дзен