Найти в Дзене

2025 — Северо-Запад. Часть 3. Ленинградская область, Карелия (долина водопадов)

Оглавление

На шестой день у нас запланированы поездки по Ленинградской области с остановкой на ночевку в глэмпинге (ранее таким способом проживания мы не пользовались).

День 6 — Ленинградская область, п.Первомайское

С утра собрались, удаленно сдали квартиру, взяли еды с собой в Теремке и направились в п.Первомайское (75 км), откуда поехали в глэмпинг Мэйтри Кэмп (60 км), где забронировали шатер на первой линии у Финского залива.

В первой части я достаточно много описывал про братьев моего деда по отцу — Ивана и Семена, пообещав, что про третьего — Петра, напишу уже в соответствующей части.

Историческое отступление

Петр Владимирович Болдин, 1920 - 1944
Петр Владимирович Болдин, 1920 - 1944

Как и старший брат — Семен, Петр был офицером, только Семен был артиллеристом, а Петр стал летчиком.
К сожалению, по нему в семье тоже было достаточно мало информации, только то, что он был пилотом штурмовика и его сбила зенитная артиллерия 10 июня 1944 года при освобождении Карелии, о чем было известно из письма сослуживцев об обстоятельствах гибели.

Занявшись поиском информации о своих предках, удалось найти достаточное количество сведений, немного противоречивых, но все же иной информации нет и является официальной версией.

В 1940 году Петр был призван на срочную службу в РККА. Был зачислен курсантом в Черниговскую Военно-Авиационную школу пилотов, после окончания которой в 1942 году был направлен в 17 запасной авиационный полк, дислоцировавшейся в г. Пенза, где, вероятно, обучался пилотированию на самолётах «Харрикейн».

После прохождения дополнительной подготовки, переведён пилотом в 730 истребительно-авиационный полк, где он должен был принимать участие в авиационном прикрытии Архангельского порта и конвоях в Двинском заливе. Дата перехода в 999 штурмовой авиационный полк пока не установлена, однако в отличие от 730 полка, здесь Пётр уже должен был пилотировать самолёт Ил-2.

10 июня 1944 г. при выполнении боевого задания на двухместном Ил-2, самолет был подбит зенитной авиацией. На месте падения самолета (3 км от поселка Первомайское (финское название Кивеннапа) отсутствовала воронка, что говорит о том, что скорее всего самолет пытался совершить вынужденную посадку на болото.В 1949 году местными жителями у самолета обнаружены останки одного члена экипажа, в погонах лейтенанта, которые были захоронены в братской могиле поселка Ольшаники (ранее назывался пос. Ахи-Ярви).

13 августа 2003 года было проведено обследование самолета, в результате которого был установлен номер. Однако, при проверке оказалось, что номер самолёта Петра Болдина не соответствовал тому, который эксперты нашли в болоте. По документам полка, в тот день в 999 году погибли два экипажа, однако и их номер не совпал с найденным. Исследователь Владимир Куренин смог отыскать самолёт с обнаруженным номером, среди машин 448 ШАП 281 ШАД, который не вернулся с задания 26 июля 1944 года, т.е. спустя полтора месяца с момента гибели Болдина и Вахрушева. Однако, произошло падение в совершенно другом месте, и экипаж, младший лейтенант Бахарев Григорий Петрович и воздушный стрелок, старшина Литвинов Иван Иванович выбросились на парашютах и смогли вернуться в часть.

В 2009 году на место падения самолета прибыла поисковая группа из Национального автомобильного музея, члены которой в хобе обследования обнаружили другие обломки, имеющие заводские номера, которые, тоже не относились к самолёту Петра Болдина.

На сегодняшний день, лейтенант Петр Болдин значится в списке двух захоронений: в селе Колатсельга и в посёлке Ольшаники.

Однако, в соответствии с письмом сослуживцев, Петра, о котором я упоминал выше — сбили его на Карельском перешейке (а Колатсельга не относится к нему, и находится далеко), да и в документах части фигурирует именно Кивенаппа.

От Кивенаппы (Первомайское) до Колатсельги 200км по прямой
От Кивенаппы (Первомайское) до Колатсельги 200км по прямой

Впоследствии, при дальнейшем обследовании самолета был обнаружены останки и второго члена экипажа — стрелка Якова Вахрушева, которого также захоронили рядом с Ольшаниками.

К месту падения самолета ежегодно осуществляется 7ми километровый поход школьников с руководителем школьного музея — Валентиной Ивановной Карабановой, которая уделила много времени установлению событий, связанных с самолетом Петра.

Ежегодный поход к месту падения самолета
Ежегодный поход к месту падения самолета

С Валентиной Ивановной мне и удалось связаться, чтобы посетить место падения самолета и захоронение в Ольшаниках.

День 6 — продолжение

Мы приехали к дому Валентины Ивановны, забрали ее и сначала поехали по грунтовке в сторону места падения самолета, доехав до перекрестка к болоту, откуда оставалось уже небольшое расстояние, она, к сожалению, сказала, что в мае до нужного места не пройти, слишком болотистая местность. А уже летом-осенью можно, но крайне необходимо с проводником, т.к. нужно четко следовать флажкам.
Потому когда буду в следующий раз в тех местах в более подходящее время — то обязательно дойду до места.

После этого поехали уже на захоронение.

Захоронение возле д.Ольшаники
Захоронение возле д.Ольшаники
мл.л-т Болдин ПВ
мл.л-т Болдин ПВ

Затем мы поехали уже в школу, посмотрели созданный ею и учениками музей военной истории, а также деревенскую избу. Многие экспонаты дети делают самостоятельно.
Плюс в школьном кинотеатре включили фильм, посвященный самолету Петра (я его смотрел еще дома):

И пока ходили по школе — большое количество детей подходили к Валентине Ивановне и обнимали ее, очень приятно видеть такое отношение.
Недавно ей сделали операцию, потому ее некоторое время не было в школе.
Здоровья ей и огромное спасибо за ту работу, что она делает, такие люди очень нужны нам.

Фигурка самолета
Фигурка самолета
Стена в школьном музее
Стена в школьном музее
Русская печь.
Русская печь.
Школьная библиотека
Школьная библиотека

Еще одно историческое отступление

Пока мы ездили и общались, я узнал, что раньше в музее была пушка с самолета, но в связи с действующими правилами, такое нельзя хранить в школе, ее перевозили потом с места на место и в итоге неизвестно, куда ее поставили.
А еще приезжала команда из Всеволжского музея, которая изъяла часть деталей с самолета.
Впоследствии, уже возвращаясь из Карелии, 8 мая я заехал в
частный музей во Всеволожске, где восстанавливают Ил-2 (правда, одноместный), но он был закрыт.
Созвонился с его сотрудником, договорились созвониться после майских праздников, т.к. они активно участвовали в мероприятиях, посвященных 9 мая и не было времени.
Впоследствии, удалось связаться и мне сообщили, что действительно, совсем немного деталей, но использовали для реконструкции: "На память не запомнил. Вроде на выхлопных трубах защита… Что то по масляной системе.".

Сейчас реконструкция заморожена, текущее состояние самолета такое.
Сейчас реконструкция заморожена, текущее состояние самолета такое.

День 6 — продолжение

После посещения музеев, отвезли домой Валентину Ивановну и поехали в глэмпинг Мэйтри кэмп.
По пути еще остановился на стоянке на трассе, которая расположена в 1 км от места падения самолета.

Врядли это проходимо без проводника
Врядли это проходимо без проводника

Дорога от Первомайского к глэмпингу так себе, а на предпоследнем участке еще и щебеночная, но очень ровная.
Пылищаааа стояла =)

Хороший грейдер

В сам глэмпинг ведет грунтовая дорога через лесок.
После регистрации на машине можно подъехать поближе к шатрам, разгрузиться, а затем отвезти машину на парковку.
Глэмпинг весьма приятный, домик хорошенький и удобный, сыну очень понравилась кровать на "втором этаже", оттуда почти не слезал, только поесть и погулять =)
Погода была ветреная на берегу, в лесочке сразу ветер стихал.
Место очень понравилось, но относительно дорогое.
Я бронировал сильно заранее, обошлось в 13к, к моменту заселения аналогичный вариант стоил уже порядка 25к, что уже высоковато для одних суток.
Тем более в этой поездке в основном варианты проживания в основном выбирались из расчета 3-4к за одни сутки)
Но, опять же, место очень приятное и стоило того, чтобы сюда заехать.

Погуляли по берегу, сходили до маяка и бухты Желтой, после чего вернулись обратно уже по лесу.
Весьма приятная природа, и сосновый лес здесь выглядит не так как у нас.

Разгрузка
Разгрузка
Есть, где посидеть и мангальчик. Но не в такую погоду =)
Есть, где посидеть и мангальчик. Но не в такую погоду =)
Берег с шатрами
Берег с шатрами
Вид со спального места сына
Вид со спального места сына
Пеллетная автоматическая печка
Пеллетная автоматическая печка
Ярик собирает камушки
Ярик собирает камушки
Выглядывало солнце
Выглядывало солнце
Ночное
Ночное

Пробег за сутки был минимальный, что-то около 150км.

День 7 (утро) — Выборг

С утра собрались и направились в Выборг (70км), при этом хотел поехать дорогой вдоль Финского, через Советский, но что-то проглядел и в итоге поехал другой дорогой =)
В Выборге мы планировали побыть пару часов и отправиться в Карелию.
Выборг нас встретил неплохим дождем.
Поскольку времени было мало, то прошлись по улочкам центра города, зашли в
Выборгский замок, дошли до смотровой по мосту (где нас несколько раз пытались окатить проезжающие машины). На обратном пути зашли перекусить в местную кондитерскую, да купили немного кренделей.
Еще я хотел купить местного пива (это удалось), но узнал, что это последние запасы, т.к. Выборгский пивзавод переехал во Псков =)
Жаль, а у них раньше был музей, я думал туда зайти.
Пиво, кстати, так — ничего особенного.

Мощеные улочки
Мощеные улочки
Выборгский замок, башню отреставрировали
Выборгский замок, башню отреставрировали
Замок можно полностью обойти по брусчатке или деревянным мосткам, в грязь не придется лезть )
Замок можно полностью обойти по брусчатке или деревянным мосткам, в грязь не придется лезть )
Вид со смотровой возле музея шоколада
Вид со смотровой возле музея шоколада

Перед выездом из глэмпинга — сбросил "любимую" ошибку по коробке.
На выезде из города вновь выскочил чек =)
Кстати, ошибку недавно устранил (бублик пришлось опять вскрывать, и да, проблема была в нем), машина сейчас стала совершенно другой, но об этом я отдельно напишу, да и сначала все же съезжу на Кольский, посмотрим, не выскочит ли снова =)

Из Выборга направились в Карелию, а именно в Сортавалу, длина маршрута — 250 км.

День 7 (день-вечер) — Долина водопадов

По пути в Сортавалу по многочисленным советам заехали в эко-парк Долина водопадов рядом с Лахденпохья.
Эко-парк разделен на основные зоны, в одной — расскажут об истории карелов, есть кузница, можно покормить оленей, посмотреть на лисиц, посетить хаски (но мы приехали уже поздновато, к ним доступ закрыли), прокатиться на тролее, в другой — прогуляться по удобной деревянной дорожке по лесу и холмам/скалам, посмотреть на пороги (которые именуются водопадами).
Место красивое, заезд с трассы удобный, к посещению по пути в ту же Сортавалу рекомендую.

Можно попить чай на костре (входит в стоимость билета)
Можно попить чай на костре (входит в стоимость билета)
Можно покормить оленей ягелем (тоже бесплатно дают)
Можно покормить оленей ягелем (тоже бесплатно дают)
Олень =)
Олень =)
Серая лисица, пушистая такая.
Серая лисица, пушистая такая.
Олени здесь и в виде фигур.
Олени здесь и в виде фигур.
Красивое
Красивое
Вода бурая
Вода бурая
Деревья, наверное, специально не убирают. С ними красивее
Деревья, наверное, специально не убирают. С ними красивее
А это фото стоит у меня на обоях в телефоне
А это фото стоит у меня на обоях в телефоне
Сын смотрит как устроена водяная мельница
Сын смотрит как устроена водяная мельница
Мельницу пока еще не восстановили
Мельницу пока еще не восстановили
Мишени прекрасны
Мишени прекрасны
Люблю качели, на которых можно взрослым качаться. А сын просто любит все качели =)
Люблю качели, на которых можно взрослым качаться. А сын просто любит все качели =)

В общем, место очень понравилось.
Красивая природа, аккуратно встроены в пейзаж дорожки, ходить удобно.
Если по пути — то стоит заехать, тут очень красиво.

После Долины водопадов мы отправились уже в Сортавалу, заселиться, сходить в ресторанчик поужинать и ложиться спать.
В Сортавале сняли
квартиру, хороший недорогой вариант для проживания.
Чисто, ремонт аккуратный, две комнаты, двухэтажный старый дом, места для машин много.
В соседнем доме нашли ресторанчик
Релакс, хороший, места много, диванчики удобные. Но ничего особенного, просто зайти поужинать рядом с домом — отлично.
За день проехали примерно 350 км.

На этом завершаю третью часть, скоро опубликую четвертую - с Карелией (Сортавала, Рускеала, Карельский зоопарк), немного Новгорода и общими итогами.

В этой части проехал мало, больше ездил по тому, что важно для меня (история дедов) и врядли интересно остальным с точки зрения посещения мест. Потому по итогу этой части поездки всего три вывода:
Мэйтри кэмп — дорого, но при раннем бронировании более доступный (в 2 раза дешевле). Красиво и уютно.
— Выборг особо посмотреть не успели и погода была отвратительная, но центр весьма приятный, заехать стоит.
Долина водопадов (пусть это и пороги) — заехать по пути обязательно, очень красивое место.

Все части поездки:
Часть 1 — Калужская область
Часть 2 — Смоленск, Псков, СПб
Часть 3 — Ленинградская область, Карелия (долина водопадов)
Часть 4 Карелия, Новгород, итоги

Ссылки на блог на других ресурсах: