Найти в Дзене

Экспериментальный четырёхмоторный бесхвостый самолёт IAME/DINFIA IA 38

Картинки Яндекса
Картинки Яндекса

Идея создания этого довольно необычного самолёта и его назначение были детищем Сезара Охеды, министра авиации в правительстве Перона (Аргентина). Он подумал, что было бы неплохо иметь возможность доставлять свежие апельсины, которые росли в западной Аргентине, в районе с очень плохим автомобильным и железнодорожным сообщением, на рынки Буэнос-Айреса и других крупных городов страны. Поэтому в 1950 году он обратился к Реймеру Хортену с предложением разработать самолёт для этих целей.

Сейчас это может показаться немного странным, но разработка транспортного самолёта исключительно для этой цели была вполне оправданной. В конце концов, прошло всего около пяти лет после Второй мировой войны, и на рынке всё ещё было много лишних транспортных самолётов C-46 и C-47, которые уже широко использовались для перевозки грузов по всей Южной Америке.

Можно предположить, что за этой просьбой стояло нечто большее, чем просто желание перевезти апельсины. На самом деле Охеда сыграл важную роль в привлечении к работе многих новых аргентинских авиаконструкторов, большинство из которых занимались проектами по созданию совершенно новых истребителей. Но эти проекты были сопряжены с высоким риском и были сложными, поэтому, возможно, Охеда хотел как можно скорее получить что-то осязаемое, чтобы продемонстрировать успех, на который способна новая аргентинская авиационная промышленность.

Какими бы ни были реальные причины, у Хортена уже была готова концепция, основанная на исследовательском проекте, над которым он работал, когда закончилась война в 1945 году; это был Horten H.VIII. Вдохновившись этим, Хортен начал разработку нового IA 38 для предполагаемой роли транспортного самолёта. Однако из-за множества других проектов разработка шла медленно, и строительство нового самолёта началось только в 1953 году. Это было очень интересное на вид творение, как и следовало ожидать от одного из самолётов Хортена.

Полностью изготовленный из лёгкого сплава самолёт имел стреловидное бесхвостое крыло, что было довольно типично для конструкции Хортена, хотя у него были вертикальные стабилизаторы, расположенные сразу за законцовками крыла. Некоторые источники утверждают, что они были добавлены во время строительства самолёта, потому что аргентинские власти считали, что без них он не сможет летать.

Кабина для двух человек располагалась прямо перед фюзеляжем, что, предположительно, обеспечивало им хороший обзор, а также позволяло максимально освободить грузовое пространство.

Фюзеляж был квадратного сечения, с большой задней дверью-раскладушкой, что очень удобно для погрузки/выгрузки груза. Что касается формы фюзеляжа, то она была в форме капли, и имела значительную грузоподъёмность: в самолёте был грузовой отсек объёмом 30 м3, который мог вместить чуть более шести тонн апельсинов.

Естественно, если самолёт должен был не только избавить Аргентину от зависимости от иностранных самолётов, но и продемонстрировать промышленные возможности страны, ему нужно было использовать аргентинский двигатель. Это стало камнем преткновения.

Изначально планировалось оснастить IA 38 четырьмя 9-цилиндровыми радиальными двигателями IA 19 мощностью 750 л. с. Но эти двигатели не были доступны для прототипа IA 38.

Несмотря на это, из-за отсутствия IA 19 прототип Хортена пришлось оснастить четырьмя двигателями IA 16 «El Gaucho». Это была аргентинская разработка самолёта «Райт Вихрь», который аргентинцы начали строить во время войны и усовершенствовали, увеличив мощность до 450 л. с.

Итак, были установлены четыре двигателя меньшей мощности, и, поскольку это разработка Horten, они были размещены в довольно необычной для того времени толкающей конфигурации в небольших гондолах, расположенных над задней кромкой крыла.

Двигатели, что неудивительно, были недостаточно мощными,. Они также показали, что не была решена проблема перегрева. Кроме того, IA 38, по общему мнению, было довольно сложно контролировать, что, учитывая его весьма необычную компоновку.

В течение следующего года или около того было проведено ещё три лётных испытания, но проблемы с самолётом, по-видимому, были постоянными.

Но к началу 1962 года разработка самолёта была прекращена. Прототип Narenjero был перевезён в аргентинскую авиационную школу в качестве экспоната. К сожалению, в какой-то момент там он загорелся, предположительно из-за поджога, и ущерб был настолько велик, что единственным разумным решением было отправить остатки на металлолом. Это печальный конец для самолёта, который, несмотря на неудачу, был чрезвычайно инновационным и интересным.

Некоторые характеристики:

длина — 13,5 м;

высота — 4,6 м;

площадь крыла — 133 м²;

масса пустого самолёта — 8,5 т;

максимальная взлётная масса — 16 т;

грузоподъёмность — 6100 кг;

двигатели — 4 радиальных IA 16 El Gaucho мощностью 450 л. с. каждый;

максимальная крейсерская скорость — 215 км/ч;

максимальная скорость — 252 км/ч;

дальность полёта — 1250 км;

потолок — 4500 м.