Найти в Дзене

Антифашистские карты-тайное оружие блокадного Ленинграда.

Подвиг города-героя Ленинграда, пережившего блокаду, останется в нашей памяти. Но немногие знают, в каких тяжелых и нечеловеческих условиях, борющиеся за свою жизнь люди продолжали работать наизнос для приближения Победы. Работники полиграфических предприятий несли бессменную вахту, продолжая выпускать агитационную блокадную печат­ную продукцию - многочисленные плакаты, лис­товки, открытки, листки «Боевого ка­рандаша» и «Окон ТАСС»,- помогавшую громить врага и поднимать боевой дух наших бойцов. Курьез: интересен малоизвестный факт, что в тяжелейших блокадных условиях в 1942г в Ленинграде для идейного разложения врага были выпущены антифашистские игральные карты тиражом в 700 колод. Еще в 1941г худож­никам поручили создать эскизы иг­ральных карт с карикатурными изображениями главарей фашистской Германии и гитлеровских приспешников. Игра в карты в Советской России не приветствовалась, но эти карты предназначались для деморализации немецких солдат и антигитлеровской пропаганды в фашис

Антифашистские игральные карты, 1942г. Художник В.А.Власов.
Антифашистские игральные карты, 1942г. Художник В.А.Власов.

Подвиг города-героя Ленинграда, пережившего блокаду, останется в нашей памяти.

Но немногие знают, в каких тяжелых и нечеловеческих условиях, борющиеся за свою жизнь люди продолжали работать наизнос для приближения Победы. Работники полиграфических предприятий несли бессменную вахту, продолжая выпускать агитационную блокадную печат­ную продукцию - многочисленные плакаты, лис­товки, открытки, листки «Боевого ка­рандаша» и «Окон ТАСС»,- помогавшую громить врага и поднимать боевой дух наших бойцов.

Курьез: интересен малоизвестный факт, что в тяжелейших блокадных условиях в 1942г в Ленинграде для идейного разложения врага были выпущены антифашистские игральные карты тиражом в 700 колод.

Еще в 1941г худож­никам поручили создать эскизы иг­ральных карт с карикатурными изображениями главарей фашистской Германии и гитлеровских приспешников. Игра в карты в Советской России не приветствовалась, но эти карты предназначались для деморализации немецких солдат и антигитлеровской пропаганды в фашистской армии. 

В.А.Власов. 1970г
В.А.Власов. 1970г

В подготовительном отборе 

принимали участие известные художники: Мандель, Григорьев, Емельянов, Певзнер. Эскизы, выполненные В.А. Власовым, известным ленинградским художником, мастером книжной графики, были признаны лучшими. Именно ему поручили работу по созданию карточного "оружия".

Гитлер- Король♤ из игральной колоды карт В.А.Власова.
Гитлер- Король♤ из игральной колоды карт В.А.Власова.

Оригинальные эскизы, нарисованные В.А.Власовым, создавались вдвое крупнее размеров обычных игральных карт.

Дамы в колоде Власова не конкретные, а аллегоричные персонажи. Дама♤-Смерть.
Дамы в колоде Власова не конкретные, а аллегоричные персонажи. Дама♤-Смерть.

Для этого задания Власов получил в Политуправлении Ленинград­ского фронта трофейные журналы, фотографии фюрера и членов гитлеровской коалиции, диктаторов стран, поддерживающих фашистский режим для карикатурного изображения на картах. Предполагалось сделать семнадцать акварельных рисунков.

Короли, Дамы, Валеты из "Антифашистской" колоды.
Короли, Дамы, Валеты из "Антифашистской" колоды.

Эта колода карт, получившая название "Антифашистская", была изготовлена на Карточной фабрике в тяжелых условиях блокады.

Гиммлер.
Гиммлер.

Йозеф Геббельс
Йозеф Геббельс

Йоахим фон Риббентроп.
Йоахим фон Риббентроп.

Голод
Голод

-10

-11

Маннергейм
Маннергейм

Муссолини.
Муссолини.

Герман Гёринг
Герман Гёринг

Адмирал Хорти
Адмирал Хорти

Гротескные карточные короли: Гитлер с арийским черепом, палач Муссолини с окровавленным топором на плече, адмирал Хорти, финский маршал Маннергейм с плеткой в руке.

Дамы в карточной колоде не имели портретного сходства, но символизировали обжорство и разврат сподвижниц фашизма, голод и смерть. Валетов представляли Геббельс, Гиммлер, Геринг, Риббентроп. Всего было напечатано более 700 листов карт.

Политуправление размещалось довольно далеко(на Дворцовой площади)от Соловьевского пе­реулка Васильевского острова, где жил Власов. Транспорт в блокадном Ленинграде не работал и истощенный от постоянного недоедания художник преодолевал пешком более 20 км. от Васильевского острова. Власов считал это поручение своей боевой задачей.

Работа осложнялась тем, что художник раньше никогда не рисовал игральные карты и не знал специфики их печати.

Для ознакомления с печатным процессом, Власов посетил 2-ю литографию (ныне Ленин­градский комбинат цветной печати), где до войны выпускались игральные карты. Она находилась в конце проспекта Обуховской обороны.

В установленное время он приносил (по мере готовности) оригиналы работнику редакционно- издательского отдела По­литуправления.

К январю 1942г работа над оригиналами карт была заверше­на.

Следующий этап - изготовить тираж карт литографским способом, что осложнялось ситуацией в блокадном городе: отсутствие электроэнергии, теп­ла и воды. Особенности литографской печати требовали строгого соблюдения опре­деленного температурного режима при всех операциях, и ни один процесс в технологической цепи нельзя было пропустить или нарушить. Изготовление карт требовало преодоления определенных препятствий на каждом этапе.

Например, наносить изображение на литографский камень и печатать с него на станке возможно при температуре +18—20 °С, а температура в цехе была менее + 5 °С. Поэтому работали в выстроенных вокруг оборудования фанерных будках, обогреваемых изнутри. Тяжелые литографские камни нагревали паяльными лампами, а воду кипятили в специально смонти­рованном баке.

В блокадном Ленинграде действовал единственный фотоцех, находящийся в ведении главного инженера ли­тографии № 24 (теперь Ленинградская фабрика офсетной печати № 1) С. Д. Левашова, которому и поручили организовать выполнение первого производственного процесса. Там были подготовлены «жирные» оттиски для печати.

В фотоцехе цветные оригиналы изображения пересняли и уменьшили до стандартного размера игральной карты.

Миссию курьера поручили главному технологу 2-й литогра­фии А.В.Панченко. Он забирал готовые «жирные» оттиски литографий на Петроградской стороне и доставлял под обстрелом и бомбежками за Невскую заставу, на свое предприятие.

Для цветных оригиналов игральных карт В. А.Власов использовал шесть цветов: чер­ный (контур рисунка), желтый, «те­лесный», голубой, красный и серый. Для каждой фигуры изготавливались 6 печатных форм на литографском камне. Для семнадцати фигур — 102, и еще 20 печатных форм для цифровых карт.

На 6 литографских камней перенесли 122 формы и распределили по цветам. 

Для получения шестикрасоч-­ного изображения тираж «прогоняли» в машине 6 раз.

Станковый печатник Сергей Малы­шев с помощницей переводил «жирные» оттиски фигур на лито­графские камни.

По окончании печати очередной краски литографский камень меняли.

Работа была тяжелая: на печатную машину массивный стокилограммовый камень поднимали 4 —6 человек.

В условиях отключения электроэнергии, электрический привод плоскопечат­ных машин переделали на ручной. К маховику каждой маши­ны прикрепили большую рукоятку, приводимую в движение двумя рабочими, сменявшимися каждые пять минут. Для поддержания температур­ного режима оборудование держали под фанерными колпаками.

Печать карт начали с обратной стороны. Рабочие Гинтов и Нефедов вначале напечатали на "рубашке" красный цвет, а затем — синий. После этого отпечатали фигурные и цифровые рисунки карт.

Свыше 700 листов в дальнейшем разрезали, отделили, упаковали.

Отде­лочные машины тоже переделали для ручного привода.

Заключительный этап - испытательный. В лаборатории 2-й литографии несколько упакованных в водонепроницаемую бумагу колод опусти­ли в ведро с водой.

После успешного испытания весь тираж был передан в Политуправление фронта.

Второй тираж этой "убойной" колоды увидел свет лишь в начале 1943г, что неудивительно для тех условий, в которых "Антифашистские" карты появились на свет.

Изготовление иг­ральных антифашистских карт стояло на контроле­ у директора предприятия С.В.Ро­дионова и секретаря партор­ганизации литографии Е.А.Мироно­вой. Необходимо отметить работу вете­рана литографии А.И.Михайлова, который в суровых условиях блокады сумел наладить отделочное оборудо­вание, работниц А.И.Кирееву и М.Т.Пеллинен, члена бюро комитета комсомола М. С. Шилову (Шленскую).

В.А.Власов в течение двух лет, начиная с мая 1942г, работал в издательской группе штаба партизан, руководившего их действиями в Ле­нинградской и Новгородской областях. Он участвовал в выпуске газет, листовок, плакатов, создал замеча­тельную серию рисунков и лито­графий, посвященную народным мстителям.

Из рассказов В.А.Власова известно, что игральные антифашистские карты, забрасываемые партизанами в расположение войск противника, после разгрома фашистов под Ленинградом массово находили потрепанными, "заигранными" в окопах, блиндажах и казармах, занимаемых ранее фашистами. Немецкие солдаты пользовались ими, невзирая на запреты. Антифашистские карты внесли лепту в моральное разложение войск противника.

На "карточную тему" можно прочесть:

Иллюстрации взяты из интернета. Лайки улучшают вашу Карму.