Развитие смотровых приборов американской бронетанковой техники в 1930-45 годах
Еще с первых дней появления на полях сражений танк является изделием, находящемся на острие развитии науки и техники. Даже самый простой танк требовал немалых усилий для промышленности, причем это касается не только производства. Танк состоит из целого ряда узлов и агрегатов, каждый из которых важен для боевых качеств машины. Одним из таких элементов являются приборы наблюдения, а также прицелы.
Американское танкостроение довольно быстро развивалось, причем касалось это не только самих танков. Пришлось развивать и такой элемент, как приборы наблюдения. Их эволюция происходила с еще большими темпами, чем сами танки. И если прицелы у американцев оставались, скажем так, странными, то приборы наблюдения получились очень удачными. Некоторые из них даже оказались в списке технических решений, которые использовало советское танкостроение. Обо всём этом сегодня и поговорим.
Можно сказать, что в межвоенный период смотровые приборы, в ряде стран, являлись бедными родственниками. Американцы в этом смысле совсем не являлись исключением из правил. Можно даже сказать, они в то время проявляли крайний консерватизм в данном вопросе. Если мы посмотрим на типичный американский танк того периода (и даже на танк выпуска 1940 года), то увидим крайне забавные моменты. А именно самые примитивные смотровые щели, прикрытые изнутри заслонками. Тут впору тем же японцам смеяться и показывать на глупых гайдзинов пальцами. У них, для понимания, во второй половине 30-х годов уже вполне использовались стеклоблоки.
Самое интересное, что у американцев стеклоблоки были, причем не самые плохие. Правда, с одним существенным нюансом. Ставил их на свои танки Джон Уолтер Кристи, их можно видеть на Combat Car T1 и Convertible Medium Tank T3. Дальше они ставились, по наследству, на Convertible Medium Tank T3E2. Вполне приличные смотровые приборы, с налобниками и возможностью быстрой замены стеклоблоков. А вот дальше как отрезали. На Convertible Medium Tank T4 и легких танках семейства M2, а также Combat Car M1, ставились самые простые приборы, представлявшие собой смотровые щели с задвижкой. Это всё потому, что опыта боевых действий на танках у американцев не было с 1918 года. И им по смотровым щелям не стреляли.
Возникают некоторые подозрения, что по поводу смотровых приборов американским военным мозги вправили англичане. И явно не по доброте душевной. На эти мысли наводит тот факт, что ситуация со смотровыми приборами стала выправляться где-то с первой половины 1941 года. По совпадению, осенью 1940 года англичане стали сильно интересоваться американской бронетехникой на ниве поставок ее в английскую армию. Примерно в это же время в США появились английские инженеры, благодаря которым у американцев много чего появилось. И есть серьёзные подозрения, что призматические смотровые приборы - это тоже англичане.
Впрочем, появились эти самые смотровые приборы не сразу. Для начала, на американских легких танках M3 сделали более удачные по конструкции смотровые щели. Вместо примитивных смотровых лючков, которые могли вышибаться прицельным огнем, стали ставить более удобные и безопасные конструкции, с налобниками. Впрочем, всё очевиднее становился тот факт, что подобная конструкция уязвима. Кроме того, весной 1941 года на испытания вышел первый образец Medium Tank M3, у которого появилось революционное, для американского танкостроения, нововведение. Им стали смотровые лючки с призматическими смотровыми приборами. Сами приборы были очень похожи по принципу работы на боковые башенные смотровые приборы Т-34. Разница в том, что у нас использовались полированные стальные пластинки (сталинит), а у американцев применялись призмы, более практичные и прочные.
Начиная с сентября 1941 года стал выпускаться Light Tank M3 с башней D39273. На нем также появились призматические смотровые приборы, но пока их применяли в люках механика-водителя и его помощника, а также боковых башенных смотровых лючках. Вместе с тем, у башни D39273 имелась одна примечательная деталь. А именно заглушенное отверстие в створке башенного люка, предназначенного для перископического смотрового прибора кругового вращения. Впервые он появился на Medium Tank T6, его установили в створке люка механика-водителя. И уже тогда он имел круговое вращение.
Кто являлся прародителем перископического смотрового прибора M6, не секрет. Про "перископ Гундляха", он же перископический прибор Vickers Mk.IV (или просто Mk.IV/MK-IV) американцы прекрасно знали. Прибыл этот самый прибор вместе с Infantry Tank Mk.IIA. К чести американских инженеров, они не стали копировать прибор, как это сделали у нас, например. Отчасти это оказалось связано с тем, что перископ решили делать быстросъемным. У Mk.IV для этого была откидная нижняя часть, американцы же снимали перископ целиком, причем крепился он очень быстро и просто. Сверху перископ прикрывался подпружиненной крышкой из листового металла.
Прибор получился очень удачным, причем он был универсальным - как кругового вращения, так и фиксированным. Правда, имелся один нюанс. Дело в том, что возникли проблемы с освоением его в серийном производстве. Непроста на Light Tank M3 с башнями D39273 и D58101, вместо перископов, находились заглушки. В них просто было нечего ставить. Приоритетом стала установка Periscope M6 в Medium Tank M4, чьё более-менее массовое производство началось с марта 1942 года. Для него же, кстати, сделали перископические прицелы M3 и M4, очень похожие на перископ M6. На легких танках приборы M6 стали ставить позже - начиная с Light Tank M3A1 и Light Tank M5.
Внедрение перископических смотровых приборов M6 стало настоящей революцией для американского танкостроения. Получился довольно простой и очень удобный смотровой прибор, легко снимающийся и обеспечивающий хороший обзор. У данного перископа также можно было снимать верхнюю часть, если ее повредило шальной пулей, например. Интересно, что в 1943 году у нас изучали смотровые приборы, как свои, так и зарубежные. Признавая, что наилучший обзор имеют английские и американские танки (если считать по приборам наблюдения), советские военные выбрали MK-IV (его же именовали прибором "Виккерс"). При этом верхняя часть, судя по всему, понравилась от M6.
После того, как на Medium Tank M4 отказались от "ресничек" (передних смотровых приборов механика-водителя и его помощника), число перископических приборов M6 выросло до 6. Из них 2 было неподвижных, по 1 вращающемуся в люках механика-водителя и его помощника, 1 вращающийся у заряжаюшего и 1 в командирской башенке. Это обеспечило танку отличную обзорность, по данному показателю он превзошел немецкие танки. Схожая схема затем использовалась на целом ряде американских легких, средних и тяжелых танков. Правда, к концу 1943 года от двух пар перископов для отделения управления стали отказываться, поскольку для механика-водителя и его помощника ввели более широкие люки.
Последним крупным нововведением, которое внедрили на американских танках времен Второй мировой войны, стала новая командирская башенка. Впервые ее использовали на башне D82081, которая построили для Medium Tank T23. В отличие от предыдущей двухстворчатой конструкции с прибором M6 в одной из створок, новая башенка имела всего одну створку. На ней имелся порт для установки прибора M6, правда, скорее это было опциональным решением. Зато командир мог использовать 6 призменных смотровых прибора, которые обеспечивали отличный обзор. Также эти приборы оказались менее уязвимыми для вражеского огня.
Ставить новые башенки стали с 1944 года, причем на самые разные танки. В заключение стоит отметить, что смотровые приборы, созданные американскими инженерами в 1941-43 года, оказались долгожителями. Башенка по типу той, что исходно создали для Medium Tank T23, использовалась вплоть до первой половины 50-х годов. Что же касается перископических смотровых приборов M6, то их разновидности прожили на американской бронетехнике несколько десятилетий. Похожая судьба, кстати, была и у советских вариантов перископического прибора MK-IV.
Список источников:
ЦАМО РФ
US NARA
Архив автора