Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Обломок истории: как фюзеляж Avro Ashton стал уникальным экспонатом авиационного музея

На этой фотографии мы видим обескрыленный фрагмент фюзеляжа с характерной носовой частью и кабиной пилотов – на первый взгляд, это может показаться заброшенным фрагментом старого авиалайнера, один из тех, что годами ржавеют на задворках аэродромов или авиационных кладбищ. Однако не всё так просто. Перед нами – уникальный и весьма ценный экспонат, хранящий в себе редкую страницу истории британской авиации. Это – единственный уцелевший фрагмент экспериментального реактивного авиалайнера Avro Ashton. Avro Ashton не создавался для массовых перевозок пассажиров и никогда не планировался к коммерческой эксплуатации. Этот самолёт был экспериментальной платформой, созданной на базе фюзеляжа поршневого Avro Tudor – типичного послевоенного лайнера, – но с радикальной модернизацией. Вместо привычных винтовых двигателей на машину установили четыре турбореактивных двигателя Rolls-Royce Nene, размещённых парами под крыльями. Ashton стал одним из первых британских реактивных самолётов, участвовавших

На этой фотографии мы видим обескрыленный фрагмент фюзеляжа с характерной носовой частью и кабиной пилотов – на первый взгляд, это может показаться заброшенным фрагментом старого авиалайнера, один из тех, что годами ржавеют на задворках аэродромов или авиационных кладбищ. Однако не всё так просто. Перед нами – уникальный и весьма ценный экспонат, хранящий в себе редкую страницу истории британской авиации. Это – единственный уцелевший фрагмент экспериментального реактивного авиалайнера Avro Ashton.

Avro Ashton, Великобритания, Ноттингемшир, Уинторп, Музей авиации Ньюарка, 7 августа 2020 года. Фотография © Alan Wilson
Avro Ashton, Великобритания, Ноттингемшир, Уинторп, Музей авиации Ньюарка, 7 августа 2020 года. Фотография © Alan Wilson

Avro Ashton не создавался для массовых перевозок пассажиров и никогда не планировался к коммерческой эксплуатации. Этот самолёт был экспериментальной платформой, созданной на базе фюзеляжа поршневого Avro Tudor – типичного послевоенного лайнера, – но с радикальной модернизацией. Вместо привычных винтовых двигателей на машину установили четыре турбореактивных двигателя Rolls-Royce Nene, размещённых парами под крыльями. Ashton стал одним из первых британских реактивных самолётов, участвовавших в лётных и технологических испытаниях в период перехода от поршневой к реактивной авиации.

Из шести построенных Ashtons только этот фюзеляж дожил до наших дней. Он был собран на базе планера Avro Tudor 2, изначально зарегистрированного в гражданском реестре под номером G-AJJW (заводской номер – 1396). Самолёт активно использовался в ходе различных испытаний вплоть до февраля 1962 года, когда его списали.

После завершения лётной службы фюзеляж не отправился в утиль сразу – он был передан в экспериментальное подразделение по слепой посадке в Фарнборо, где использовался как тренажёр для наземных экспериментов по автоматической посадке. Позднее, в 1975 году, его передали компании «Hawker Siddeley» в Данскфилде, где он неожиданно нашёл новое – и довольно необычное – применение: на его борту тренировались полицейские собаки.

Лишь в 1980 году фюзеляж был спасён от окончательной утилизации – его выкупил Музей авиации Уэльса, расположенный на территории аэропорта Кардифф. Там самолёт был перекрашен в цвета авиакомпании «BOAC» – одной из главных британских авиакомпаний того времени. После закрытия музея в 1995 году фюзеляж был передан Общество наследия «Avro» (Avro Heritage Society) в Вудфорде, а в феврале 2003 года – перевезён в .Музей авиации Ньюарка в графстве Ноттингемшир.

С тех пор он является единственным сохранившимся фрагментом Avro Ashton и представляет огромный интерес как для любителей авиации, так и для историков. Сегодня этот фюзеляж можно увидеть на территории музея в Уинторпе, где он служит напоминанием о стремительном развитии британской авиационной техники в середине XX века.

На фоне блестящих, отполированных до зеркального блеска самолётов-легенд такие экспонаты, как фюзеляж Avro Ashton, выглядят скромно. Но именно такие артефакты часто рассказывают наиболее интересные и малоизвестные истории – о переходных эпохах, забытых технологиях и людях, стоявших у истоков современной авиации. Avro Ashton никогда не возил пассажиров, не участвовал в громких авиасалонах, но он был частью важнейших экспериментов, без которых не появился бы ни Comet, ни VC10, ни последующие поколения авиалайнеров.

Сегодня этот фюзеляж – не просто кусок металла, а редчайшее свидетельство авиационного прогресса, хранящее память о времени, когда небо только начинало открываться для реактивной гражданской авиации.

© Алексей Виноградов