Найти в Дзене
Книжный ум

Как Замятин предсказал будущее: мои личные впечатления от «Мы»

Это мир, где тебя видят абсолютно все — каждый жест, каждая мысль, каждый вздох. Где «Я» — это преступление. Кажется, это всё — фантастика, роман 1920‑х, но как же остро звучит сегодня. Ты считаешь, что живёшь в XXI веке с интернетом, смартфоном и правом голоса? А что, если за стеклом этих равномерно идентичных квартир (и умов) теперь новое «завтра»? В мире «Мы» люди — это номера, а Д‑503 — инженер, герой и одновременно пленник системы. Он строит ракету, звучит масштабно. Но тут его жизнь в одночасье переворачивает I‑330 — женщина, кокетливая и свободная, словно туман. «Я ненавижу туман. Я боюсь тумана. — Значит — любишь. Боишься, потому, что это сильнее тебя…» Да, это перекликается с Уинстоном из «1984». Там тоже — стена, тюрьма внутри, «Большой Брат» во всём. Но пока Оруэлл показывает жестокость системы через насилие и страх, Замятин — через уникальность личности, её хрупкость. Д‑503 осознаёт: «Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы»
Оглавление

Это мир, где тебя видят абсолютно все — каждый жест, каждая мысль, каждый вздох. Где «Я» — это преступление.

Кажется, это всё — фантастика, роман 1920‑х, но как же остро звучит сегодня. Ты считаешь, что живёшь в XXI веке с интернетом, смартфоном и правом голоса? А что, если за стеклом этих равномерно идентичных квартир (и умов) теперь новое «завтра»?

***
***

В мире «Мы» люди — это номера, а Д‑503 — инженер, герой и одновременно пленник системы. Он строит ракету, звучит масштабно. Но тут его жизнь в одночасье переворачивает I‑330 — женщина, кокетливая и свободная, словно туман.

«Я ненавижу туман. Я боюсь тумана. — Значит — любишь. Боишься, потому, что это сильнее тебя…»

Да, это перекликается с Уинстоном из «1984». Там тоже — стена, тюрьма внутри, «Большой Брат» во всём. Но пока Оруэлл показывает жестокость системы через насилие и страх, Замятин — через уникальность личности, её хрупкость.

Д‑503 осознаёт:

«Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы»

Хочешь порядок — будь готов потерять себя.

Честно, порой мне было тяжело — я ощущала усталость вместе с героями. Их стеклянные дома, расписания, «Бюро Хранителей» — всё звучало как суровая точная машина, которой ты стал винтиком. И вдруг — ты перестаешь быть собой.

«Человек — как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится»

В антураже железа и прозрачности всё равно тепло чувств, сомнений, вопросов.

Я вспомнила лекцию в институте— говоря о контроле, преподаватель использовал пример: чем больше система защищает тебя от внешнего риска, тем больше она ограничивает твой внутренний. Ничего не напоминает? Казалось бы, забота — это хорошо. Но в «Мы» — это уже абсолют. Люди смотрят в свои мобильники и, вроде, в безопасности. Но в душе — пустота. Я подумала: а не входим ли мы сами в такой стеклянный мир, добровольно открываясь через лайки и сторис?

И удивительный вопрос — почему именно женский образ I‑330 так глубоко всколыхнул Д‑503? Потому что она — непокорённая. Словами Замятина:

«Ведь только и можно любить непокорное»

Здесь это как вызов самой системе.

Сравнение с «1984» Оруэлла

Из очевидного: оба текста — антиутопии, оба показывают, как государство может подчинить каждый аспект жизни. Но Замятин ставит систему как график, цифру, а Орвелл — как агрессию, слежку, изменчивую правду.

Я бы сказала: Замятин — это философия тоталитаризма; Оруэлл — полицейский. Замятин — про душу, про «Я» против «Мы». Орвелл — про страх, про технологии контроля.

И самым интересным оказалось для меня сравнивать героев: Д‑503 и Уинстон. У одного — туманное чувство любви и сомнения; у другого — сознательное преступление мыслью. Но оба — ломаются. Мне лично ближе Замятин: его герой теряет себя, и этот процесс — страшнее, чем побои.

Что у меня вызвало эмоции?

  • Я удивилась, как легко ты соприкасаешься с Д‑503 — он вроде инженер, вроде робот… а потом — бац! — он человек.
  • Понравилось, что язык романа живой, местами даже поэтичный: туда и обратно и — ты уже в системе, и ты уже мимо неё.
  • Не понравилось: порой хочется больше I‑330, а не наблюдать, как он борется сам с собой. Но такова и женская логика — сначала хочу всё понятно, потом нравятся противоречия.

Больше всего тронуло, что Замятин ставит вопросы, а не дает ответы. Я вышла из книги не с ощущением победы над системой, а с вопросом: а что сделаю я?

И вот мой финальный вопрос: мир «Мы» — он так уж далёк от нас? Или мы уже живём в чём-то похожем? Где граница между защитой и пленом? Где точка, после которой «Мы» становится «Я»?

Что вам показалось главным? Есть ли у Замятина ответы? Или только вопросы?

____________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

_______________________

Что еще почитать на канале: