Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Летающая Percival P.10 Vega Gull: история уникального самолёта

Этот изящный самолёт – сохранившийся в лётном состоянии Percival P.10 Vega Gull, и его история заслуживает особого внимания. Построенный в 1937 году, он сразу принял участие в престижной авиагонке на Кубок Короля, где успешно прошёл весь маршрут и занял шестое место. В марте 1938 года самолёт был продан частному владельцу в Нидерландах, где получил регистрационный номер PH-ATH. Он базировался на аэродроме Твенте вплоть до немецкой оккупации в мае 1940 года. После этого машина была снята с эксплуатации и хранилась вне аэродромной территории, формально оставаясь в частной собственности. Однако в мае 1941 года самолёт был конфискован немецкими властями. Посчитав машину пригодной к использованию, её передали в распоряжение люфтваффе, где она эксплуатировалась с бортовым номером KE+CW. Уже в 1942 году самолёт был перепродан в нейтральную Швецию. Для перегонки он временно получил немецкий регистрационный номер D-IXWD, после чего был внесён в шведский авиационный реестр под регистрационным но

Этот изящный самолёт – сохранившийся в лётном состоянии Percival P.10 Vega Gull, и его история заслуживает особого внимания.

Percival P.10 Vega Gull G-AEZJ, Великобритания, Бедфордшир, Олд Уорден, авиашоу «Season Premier Airshow», 7 мая 2017 года. Фотография © Alan Wilson
Percival P.10 Vega Gull G-AEZJ, Великобритания, Бедфордшир, Олд Уорден, авиашоу «Season Premier Airshow», 7 мая 2017 года. Фотография © Alan Wilson

Построенный в 1937 году, он сразу принял участие в престижной авиагонке на Кубок Короля, где успешно прошёл весь маршрут и занял шестое место. В марте 1938 года самолёт был продан частному владельцу в Нидерландах, где получил регистрационный номер PH-ATH. Он базировался на аэродроме Твенте вплоть до немецкой оккупации в мае 1940 года. После этого машина была снята с эксплуатации и хранилась вне аэродромной территории, формально оставаясь в частной собственности.

Однако в мае 1941 года самолёт был конфискован немецкими властями. Посчитав машину пригодной к использованию, её передали в распоряжение люфтваффе, где она эксплуатировалась с бортовым номером KE+CW. Уже в 1942 году самолёт был перепродан в нейтральную Швецию. Для перегонки он временно получил немецкий регистрационный номер D-IXWD, после чего был внесён в шведский авиационный реестр под регистрационным номером SE-ALA.

Много лет спустя, в 1987 году, самолёт вернулся в Великобританию, где после восстановления получил британскую регистрацию G-AEZJ. Первоначально владельцами стали Ричард Гуд и Клайв Уилсон.

Percival P.10 Vega Gull G-AEZJ, Великобритания, Даксфорд, авиашоу «Air Britain Vintage & Classic Aircraft Fly-In 2017», 17 июня 2017 года. Фотография © Jerry Ridout
Percival P.10 Vega Gull G-AEZJ, Великобритания, Даксфорд, авиашоу «Air Britain Vintage & Classic Aircraft Fly-In 2017», 17 июня 2017 года. Фотография © Jerry Ridout

На момент 2017 года Percival P.10 Vega Gull базировался на аэродроме Биггин-Хилл и демонстрировался на статической экспозиции во время авиашоу «Season Premier Airshow» в Олд Уордене, графство Бедфордшир. Несмотря на смену владельца в начале 2018 года, самолёт продолжает своё существование как редкий и ценнейший представитель довоенной авиации. Как и ранее Percival P.10 Vega Gul G-AEZJ регулярно участвует в различных авиашоу.

C 2021 года, в Великобритании восстанавливается еще один самолет Percival P.10 Vega Gull с регистрационным номером G-HACA, привезенный из Австралии.

© Алексей Виноградов