Найти в Дзене
Анна Бердникова

Мой парень - тайный нарцисс!

Из рабочего процесса:

Я уже больше трех месяцев в отношениях. Мы на прошлой неделе праздновали 100 дней знакомства. Только совсем недавно я поняла, что меня в этих отношениях триггерит. Это эмоциональные реакции моего парня. Они всегда как будто сглаженные.
На нашем празднике мы обменивались подарками. Да, его подарок был таким, как я и ожидала, он подарил мне геймпад, я давно такой хотела. Я просто запрыгала от восторга, обняла его в порыве чувств. Его реакция была сглаженной, как всегда: спасибо, любимая, ровным голосом и все. Он никогда не выражает бурных восторгов в связи со мной, что бы я ни делала, чтобы ни надевала, ни говорили, ни покупала. Да, он может сказать комплимент, но это тоже без особых эмоций, как будто одолжение делает. Иногда западает в какое-то такое состояние, где ему весь мир не мил, он весь такой несчастный, но у меня вывести его из этого состояния не получается, как будто не от меня зависит счастье, а от чего-то чего я не вижу и не понимаю. Весь такой загадочный.
Иногда я рядом с ним чувствую себя, какой-то недостаточно хорошей что ли, как будто недотягиваю до какого-то идеала, который есть в его голове. Это так неуютно. Хотя в целом он мне нравится: симпатичный, щедрый, умный.
Недавно прочитала статью о скрытых нарциссах. Все стало на свои места. Теперь я понимаю, парень не грандиозный, а скрытый нарцисс. Правда, там не было написано, что делать в такой ситуации, как с ним обращаться, как лечить. Бежать, как от проявленного нарцисса? Но он пока ничего плохого особо мне не сделал? С диагнозом все прояснилось, но с терапией теперь все еще непонятнее стало.

Сто дней отношений – это срок еще довольно малый, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы, особенно если в них не происходит чего-то, преступающего Ваши моральные и физические границы, побуждающего расторгнуть отношения немедля.

Выражение эмоций, их интенсивность - штука весьма и весьма индивидуальная, зависящая от множества факторов: от типа темперамента человека, от типа воспитания, от примеров выражения эмоций, которые видел партнер перед собой по мере взросления, от того какое место выражение эмоций, их значимость занимает в системе убеждений человека.

К тому же интенсивность выражения эмоций – это субъективный норматив: то, что для Вас никак не выраженные эмоции, для другого человека – феерия чувств, что обусловлено описанным в предыдущем абзаце.

По поводу интенсивности выражения эмоций можно заняться исследованием себя: что для меня означает бурное выражение эмоций, что делает значимым именно такая интенсивность выражения? Кстати, возможно, дело вовсе не в бурности\интенсивности, а способе выражения. Это тоже в себе стоит исследовать.

Что касается диагноза «скрытый нарциссизм», то мне кажется, что в открытых медицинских источниках оно пока достоверно не исследовано и не описано. Именно поэтому и нет разработанных клинических рекомендаций, что делать, если наблюдаете то, что наблюдаете. х

Психическая норма имеет довольно размытые границы, поэтому практически любое проявление человека можно квалифицировать как патологию. Особенно легко это достигается, если сочинять диагноза на ходу, используя градуальные атрибуты типа скрытый, неявный, ограниченного спектра действия… Тогда можно говорить о шизофрении или паранойе, но нетипично проявленной, нести свой крест всю жизнь, параллельно собирая сочувствующие взгляды от окружающих. Но можно на все это смотреть иначе.

Предлагаю подумать вот о чем: диагноз предполагает болезнь. Что если Вы имеете дело с личной чертой, непохожей на Вашу, вот так специфично для Вас, проявляющейся в общении? Что меняется? Меняется восприятие, вместо настроя: как это лечить, возникает вопрос: нравится ли мне это, могу принять\не могу принять? Если нравится и могу принять – все остальные вопросы снимаются как будто сами собой.

Для этого нужно всего лишь допустить, что Вы встретили относительно здорового человека, без психиатрической патологии, ведь это же здорово, разве нет?

Анна Бердникова