Про марку авантюриста Вильгельма Мюлленса я узнала четыре года назад, когда делала обзор на легендарный одеколон «4711», а сейчас появился повод напомнить и дополнить эту историю. Оказывается, был у него еще один культовый аромат, которому не досталось столь долгой славы...
Вкратце история была такая: в 1709 году живший в Кёльне итальянец Джованни Фарина выпустил душистую воду на основе цитрусовых масел - Kölnisch Wasser. Та самая знаменитая «Кёльнская вода», Eau de Cologne или просто первый в истории «одеколон», задумывалась как аптечное средство от мигрени и кожных заболеваний, но для аптеки была чудо как хороша. Фарина писал про неё: «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины…» За одеколоном съезжались со всей Европы, он превратил Кёльн в парфюмерную столицу, стал основой для многих будущих ароматов и внёс имя Фарины в историю.
Популярность «Кёльнской воды» был настолько велика, что её начали делать во многих городах помимо Кёльна, и тут на запах прибыли пришёл Вильгельм Мюлленс – человек неопределенной профессии, которая обозначалась как speculation business… Он нашёл наследников Фарины, далёких от парфюмерного бизнеса, и охмурил их так, что они продали ему лицензию на использование и названия, и фамилии, хотя формально имели право только на второе.
Мюлленс начал производство «настоящего» Eau de Cologne, а заодно приторговывал добытой лицензией. Занятые на парфюмерном производстве наследники Фарины судились с ним 30 лет, и только в 1835 году смогли прикрыть контору. Но Мюлленсы сдаваться были не намерены! Уже сын Вильгельма поехал в Италию, нашёл там дальних родственников Фарины и снова купил право на использование фамилии. Потом история повторилась с внуком, и только правнук прекратил эту круговерть и открыл собственную фирму «Кёльнская вода и парфюмерная фабрика на Глокенгассе, №4711».
Номер дома стал и торговой маркой, и новым названием культового одеколона «от Мюлленса». Название Eau de Cologne и его оригинальную формулу отсудили наследники Фарины…
Фердинанд развивал дело уже честно – выпускал ароматные воды, мыло и щёлочь под марками Muelhens и «4711», строил заводы, открыл филиалы в США и Российской империи, и был совсем не похож на своих предприимчивых предков.
Его сын унаследовал развитую популярную компанию и продолжил дело – модернизировал оборудование, нанимал лучших парфюмеров, превратил рекламу в искусство и выпускал уже не воды, а духи и косметику. И в 1921 году появилась она – Tosca… Название аромат получил в честь оперы Джакомо Пуччини и её драматичной героини – певицы Флории Тóски.
1920-е годы были эпохой крепких цветочных ароматов. Одновременно с немецкой «Тоской» во Франции вышла легендарная Chanel №5, а через четыре года в СССР появилась «Красная Москва».
Популярность у всех трёх ароматов была одинаковой: на старте продаж каждый стал духами номер один в своей стране, а потом «Тоска» и «Шанель» вышли на международный рынок и после серьёзной конкуренции - какое-то время они продавались одинаково успешно! - «Шанель» ушла в отрыв и за ней было уже не угнаться, хотя она была заметно дороже.
«Красная Москва» даже после награды на Брюссельской выставке на мировую арену не вышла и с ними не соперничала, так как советский парфюмерный мир был вещью в себе.
У «Тоски» было много пересечений с «пятеркой» - обе были выстроены на модных в европейской парфюмерии альдегидах, у обеих было изрядное количество горчащих цитрусов, букет из роз, жасмина, иланг-иланга, ландышей и нероли и плотная база с пачули, ванилью, натуральной амброй. Однако «Тоска» больше тяготела к пряному пудровому востоку, что роднило её с «Красной Москвой».
Tosca была символом элегантности и изысканности и одним из самых успешных женских ароматов Германи! Он моментально раскупался, сменил с десяток флаконов (один из них станет флаконом для послевоенной «Красной Москвы»), превратился в целую серию парфюмерии и косметических средств, а его рекламу можно было выставлять в художественной галерее… Он сделал Мюлленсу кассу, и в конце концов «Тоска» превратилась в самостоятельный бренд.
Она была не единственным успехом дома – в свое время отгремела в узком кругу слава ароматов Juchten, Amun, Shah и Troika, - но до наших дней дошли только «4711» и Tosca. И за всё время её формула ни разу не менялась! Сейчас, правда духов уже нет, а туалетная вода делается из современных компонентов, но все равно она максимально приближена к историческому аромату.
В 1994 году дом Muelhens был продан сначала фирме Wella, когда «Веллу» купил вездесущий Procter&Gamble, то марки «4711» и Tosca выкупила не менее старая немецкая марка Mäurer&Wirtz, заодно прихватив и Baldessarini. Новые владельцы обновили дизайн «Тоски» и запустили линейку из туалетной воды, одеколона, дезодоранта и кремов для тела и рук. Слоган «С Tosca пришла нежность» был заменён на «Вечная элегантность», а сам аромат стал позиционироваться для женской аудитории старше 50 лет…
И если «4711» с момента продажи бренда прирос 70 новыми версиями легендарного одеколона и присутствует в медийном поле, то Tosca осталась памятником немецкой парфюмерии, про который сейчас даже в Германии не все знают. А мы знаем)) Хотя к нам она почему-то не привозится даже неофициальными поставщиками и купить её можно только с рук...