Прасковья Ивановна Щёголева (25.06.1907—15.09.1942) — простая и великая русская женщина, совершившая беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны.
15.09.1942 21-летний пилот 825-го полка штурмового авиационного полка Михаил Тихонович Мальцев во время выполнения штурмовки гитлеровской техники в лесу у Дона был подбит над Девицким мостом, его горящий самолёт Ил-2 упал на холм у с. Семилуки Воронежской области и по крутому склону съехал на брюхе в огород к собиравшей тайком в прифронтовой полосе картофель у своего пустующего дома Прасковье Щёголевой с её детьми и матерью.
— Последние бомбы положил точно в цель. Видел, как рвутся они в скоплении бронетехники, как переворачиваются и горят машины, бегают вокруг солдаты. Открыл по ним огонь из пулемёта. Вокруг самолёта то справа, то слева рвались снаряды. И вдруг жаркое пламя обожгло лицо, снаряд попал в мотор. Самолёт загорелся и начал скользить вниз, высотометр показывал меньше ста метров до земли, прыгать с парашютом было бесполезно. Это был последний заход на бомбёжку, и я сделал полукруг, взяв курс на восток, дотянуть до Подгорного на такой высоте было невозможно. Сознание работало быстро и чётко. Впереди виднелась голубая лента реки, а перед ней — высокий холмистый правый берег реки, изрезанный балками и буераками. Интуитивно направил быстро падающую машину на косогор, уходящий к реке. Глухой удар о землю, и я потерял сознание. (М.Т.Мальцев)
Не растерявшись, Прасковья схватила лопату и стала закидывать пламя на боевой машине землёй. В это время потерявший сознание от удара о землю лётчик пришёл в себя и открыл кабину. Он был в крови, ранен в ногу и на нём горел комбинезон.
Пришёл в себя от нестерпимого жара. Пламя обжигало лицо, горел комбинезон. Слышались женские голоса, кто-то пытался открыть фонарь. В кабине оставаться было нельзя. В баке оставалось горючее, самолёт мог взорваться. Попытался открыть фонарь, с первого раза не получилось. Видно при ударе о землю его заклинило. Превозмогая жгучую боль, обеими ногами упёрся в пол кабины и, что было сил, пытаюсь открыть фонарь. Огонь тушили женщины и дети. (М.Т.Мальцев)
Прасковья с детьми помогли ему выбраться, перебраться в их дом и спрятаться там, потому что в совхозе «Семилукский» размещался штаб 7-го немецкого армейского корпуса, а отделения тайной полевой полиции гитлеровцев находились в селе Девица и на хуторе Севастьяновка рядом с Семилуками. В доме Прасковья переодела лётчика в гражданскую одежду.
Но немецкие поисковые команды на автомашинах и мотоциклах со служебными собаками уже спешили к месту падения советского самолёта. Поэтому Прасковья показала М.Мальцеву овраг за своим домом и приказала уходить по его дну, а детям запретила разговаривать с нацистами.
То, что произошло дальше, мы знаем только со слов сына Прасковьи Александра.
Уже через несколько минут после спуска лётчика в овраг к дому Прасковьи подъехали немцы и стали допрашивать её и членов её семьи. Прасковья продолжала твердить, что не видела никакого лётчика и ничего о нём не знает. Тогда гитлеровцы стали избивать её и травить её детей немецкими овчарками. Но Прасковья и её родные по-прежнему хранили молчание.
Тогда один бьёт её по лицу пистолетом. У неё пошла кровь изо рта и вздулась щека. Опять начинает спрашивать: «Где лётчик?» Ну, видимо, мать обозлилась и в этот раз ничего не стала отвечать. Тогда они решили натравить собак. Когда собаки начали всех рвать, было так страшно, вой от детей, я не знаю, даже вспоминать об этом тяжело. (А.С.Щёголев).
Нацисты схватили её двенадцатилетнего сына Александра, увели его в дом и там стали под угрозой расстрела матери заставлять рассказать о советском лётчике. Мальчишка молчал. Тогда гитлеровцы избили его, заперли в сарае и вернулись на двор.
Немцы вновь и вновь допрашивали Щёголеву и её детей о месте укрытия лётчиков, но никто из них лётчиков не выдал. Щёголева стояла на своём, заявив, что ничего не знает. Рассвирепев, немцы стали Щёголеву и её детей избивать и травить овчарками, которые их рвали в клочья, но этот садизм не дал положительного результата. (Майор В. Мартыненко // Справка управления КГБ по Воронежской области.)
Тогда они спустили собак на Прасковью и её семью, а затем добили их выстрелами — тридцатипятилетнюю Прасковью Ивановну и её маму Наталью Степановну семидесяти двух лет, её девятилетнюю дочь Аню, её семилетнюю дочь Полину, её двухлетнюю дочь Нину, её сына Николая пяти лет и её племянника Колю шести лет.
Когда сын Прасковьи Ивановны Александр услышал выстрелы и крики во дворе, он вспомнил про узкий лаз из сарая наружу и вылез через него, убежал и спрятался на высокой ветле, просидев на ней до ночи. После ухода немцев он вернулся домой. Там никого не было. Тогда он заглянул в погреб и обнаружил, что все члены его семьи зверски убиты, их тела растерзаны собаками и изрешечены пулями. В справке воронежского управления КГБ указываются такие подробности расправы над ними, которые мы здесь привести не можем. Единственное, что допустимо здесь рассказать — у самой Прасковьи Ивановны были выбиты обе челюсти.
В это время сержант М.Мальцев прятался на окраине Семилук. Ночью он попытался переплыть на другой берег Дона, но из-за слабости не смог это сделать — спуститься с крутого берега и преодолеть быстрое течение реки он был не в состоянии — и вернулся обратно. На следующий день его увидела в одном из домов, напоила, накормила и... выдала немцам Наталья Мисарёва. В это время от травм он снова потерял сознание и очнулся уже оттого, что его за руки держали два гитлеровца, а третий тыкал винтовкой в грудь. Его приволокли в Ендовище к полевой кухне и там выдавшая его Наталья Мисарёва предложила ему молока. На что он ответил, что уже сыт по горло, так как она его накормила.
Допрашивал офицер несколько раз. Не получил нужных сведений. Били до потери сознания, отливали холодной водой и снова допрашивали. Отсюда начинается моя длинная дорога в плен. (М.Т.Мальцев)
Наталья Мисарёва вместе со своею матерью пустили по селу слух, что советского лётчика выдала другая девушка, которая после войны уехала из вместе с семьёй в неизвестном направлении.
М.Мальцев работал на угольной шахте под немецким Эссеном, весил всего 40 килограммов и выжил только благодаря делившемуся с ним своим супом пленному французу Андриану Ривьеру. М.Мальцев бежал из плена только в 1945 г.
Пытался несколько раз бежать. Ловили, избивали до полусмерти. В концлагере №57 под Эссеном работал на угольной шахте. Мой лагерный номер был 100066. В конце войны во время бомбёжки, когда в лагере была неразбериха, группа пленных совершила побег, среди них был и я. Два дня прятался в лесу до прихода наших войск. В отделе контрразведки 3-го Украинского фронта подробно рассказал о себе. Мне поверили. (М.Т.Мальцев)
Из-за пребывания в плену ему не доверяли и относились к нему плохо. Поэтому он устроился лесником в посёлке Дубовое озеро в Башкирии и создал семью, в которой родилось двое (по другим данным — трое) детей. Его старшая дочь Татьяна Мальцева в ноябре 1960 г. наткнулась в газете «Советская Россия» на статью А. Пятунина о подвиге жительницы Семилук Прасковьи Ивановны Щёголевой, которая ценой своей жизни и жизни своих родных спасла советского лётчика. Только тогда М.Мальцев узнал, кем была его спасительница, и в 1965 г. приехал в Семилуки.
Здесь была создана комиссия для изучения этого дела. Вместе с нею М.Мальцев пришёл к выдавшей его нацистам Наталье Мисарёвой. Она его узнала только после того, как он показал ей сильно прикушенный во время падения самолёта язык. Она стала рыдать и просить прощения. Вместе с М.Мальцевым при этом присутствовал майор КГБ Виктор Александрович Мартыненко, который на вопрос Мисарёвой о её дальнейшей судьбе ответил:
— Пусть вас совесть мучает всю жизнь.
Потом М.Мальцев пришёл на могилу Прасковьи Ивановны Щёголевой, опустился на колени, заплакал и больше часа лежал, обняв землю руками.
Состояние моё в этот момент трудно было описать. С одной стороны торжественная встреча, цветы. А как вспомню о зверстве, которое совершили фашисты с семьёй русской женщины, виновной лишь в том, что предотвратила гибель сына такой же матери, — сердце сжимается от боли. Я плакал ещё и потому, что считал себя виновным: упасть бы мне метров на сто вперёд, или за Дон, или совсем где-то раньше, — так нет, надо же, упал к ним в огород… (М.Т.Мальцев)
М.Блантер и М.Исаковский создали в 1945 г. песню "Враги сожгли родную хату", которую сейчас многие связывают с подвигом и трагедией семьи Прасковьи Щёголевой:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошёл солдат в глубоком горе
На перекрёсток двух дорог,
Нашёл солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, —
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришёл…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только тёплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришёл к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шёл к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Но на самом деле в реальности всё оказалось ещё страшнее — муж Прасковьи Ивановны Щёголевой тракторист Степан Егорович находился на фронте и погиб ещё 27.01.1942, но семья об этом не знала. Из Щёголевых выжили только старшая дочь Прасковьи Татьяна, которую она оставила в селе Ендовище перед уходом с остальными за картошкой в Семилуки, и сын Александр.
Прасковья Ивановна Щёголева была 06.05.1965 посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени, Александр Степанович Щёголев — медалью «За отвагу». 09.05.1965 на могиле Прасковьи Щёголевой и её семьи в присутствии М.Т.Мальцева был открыт обелиск. Именем Прасковьи Щёголевой в Семилуках названа улица. Автор «Приключений Электроника» писатель Евгений Велтистов встретился с Александром Щёголевым и по материалам его воспоминаний написал документальную повесть «Прасковья». Её опубликовали в журнале «Юность» и воронежской областной газете «Молодой коммунар», а также прочитали в передачах всесоюзного радио. О подвиге Прасковьи Щёголевой и её родных рассказала в телепередаче «От всей души» Валентина Леонтьева. 25.06.2019 в день рождения Прасковьи Ивановны Щёголевой в Семилуках установили памятник подвигу её и её семьи авторства воронежского скульптора В.Петрихина.
В семье самого Александра Щёголева выросли 12 детей. Михаил Мальцев и Александр Щёголев стали побратимами и не раз ездили друг к другу в гости. В каждый свой приезд в Семилуки Михаил Тихонович Мальцев приходил на могилу Прасковьи, а потом привёз и посадил вокруг неё несколько берёз. Он был награждён медалью «За отвагу» и орденами Отечественной войны I степени (24.09.1966) и Трудового Красного Знамени.
Никогда не забывайте об этом и расскажите другим.
См. также:
Ангел по имени Ангелина (кликнуть)
Легенда по имени Евдокия Завалий или Фрау Чёрная Смерть (кликнуть)
Снайпер Л. Макарова о гитлеровцах: «Не люди это, а двуногие скоты» (кликнуть)