Найти в Дзене
Цитадель адеквата

О побратиме Александра Невского Сартаке и монголах на Чудском озере

Есть мнение, что Алексадр Невский во время поездки в Орду стал побратимом старшего сына Бату Сартака, – или даже был усыновлён Бату. Чем и объясняется, обычно, участие татар в Ледовом побоище. Ныне это редкое мнение, так что, не могу подкрепить его скрином. Тем не менее, оно нет-нет, да всплывёт. И, чтоб сразу к сути, – это мнение Гумилёва. А ещё точнее, вымысел. Причём, вымысел в духе Гумилёва, скорее, художественный. На какую-либо степень историчности версия претендовать не может. Русские источники позволяют лишь предположить, что однажды Александр с Сартаком встречаться мог. Иностранные же – арабские, персидские, кавказские, европейские, – сообщают о Сартаке много. Ибо пожил он славно, – много где воевал, – хотя и в итоге непродуктивно. Ханом Сартак стал менее чем на год. Затем год ещё правил его сын Улагчи, после же чего род Сартака пресёкся. Солидарно, однако, источники отмечают, что Сартак был христианином, хотя и… по свидетельству Робрука не знал, что этим словом называется. И д

Есть мнение, что Алексадр Невский во время поездки в Орду стал побратимом старшего сына Бату Сартака, – или даже был усыновлён Бату. Чем и объясняется, обычно, участие татар в Ледовом побоище. Ныне это редкое мнение, так что, не могу подкрепить его скрином. Тем не менее, оно нет-нет, да всплывёт.

И, чтоб сразу к сути, – это мнение Гумилёва. А ещё точнее, вымысел. Причём, вымысел в духе Гумилёва, скорее, художественный. На какую-либо степень историчности версия претендовать не может. Русские источники позволяют лишь предположить, что однажды Александр с Сартаком встречаться мог. Иностранные же – арабские, персидские, кавказские, европейские, – сообщают о Сартаке много. Ибо пожил он славно, – много где воевал, – хотя и в итоге непродуктивно. Ханом Сартак стал менее чем на год. Затем год ещё правил его сын Улагчи, после же чего род Сартака пресёкся. Солидарно, однако, источники отмечают, что Сартак был христианином, хотя и… по свидетельству Робрука не знал, что этим словом называется. И даже полагал, будто что-то дурное, и всех, кто его «христианином» (а не «монголом») называл, шинковал сразу.

...Мог ли Сартак стать побратимом Александра? Ну… теоретически. Однако и, например, ярл Биргер – теоретически – мог. Кто б ему запретил? Но – не суть. В данном случае интересна эволюция мифа.

Миф же у Гумилёва занимал важное место в канве «тюркофилии». Автор стремился доказать, что монгольское завоевание, прекратившее распри, поднявшее славян к новым высотам цивилизации, и наполнившее пассионарным духом, было для Руси благом. В частности, только благодаря войскам отправленным Сартаком на помощь брату Александру было предотвращено немецкое завоевание русских земель… Гумилёв именно это в виду имел, так что… в исходном виде миф, как и прочие фантазии Гумилёва, не стал известен широким массам. Любовь отечественной интеллигенции к этому автору была некоторым образом платонической. Сам Гумилёв ей нравился, но ни одна из его идей – не зашла.

Известность же миф получил на рубеже 80-90 уже вывернутым наизнанку. Фактаж оставался прежним (вымышленным): побратимство с Сартаком и татары на Чудском озере. Но суть была уже совершенно иной. Негодяй Александр сделал выбор в пользу азиатского деспотизма, и вместо того, чтобы объединиться с просвещённой Европой против татар и освободить Русь, обрекает страну на трёхвековое рабство, братается с Сартаком и гасит рыцарей на Чудском озере… Там, кстати, вылезали интересные детали, ибо в новой редакции выходило, – часто и сейчас так, – что рыцарей было не больше пяти десятков (у Гумилёва Орден располагал приличным войском). Соответственно, возникал вопрос, смысл ли был объединяться против этой горстки с татарами, и – тем более – что дал бы союз со столь ничтожной силой против татар?

...Славные были времена. Сейчас-то всё жёстче стало. Уже просто и «ига не было», а какой тогда «Сартак»?