Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Гумилёв: Пассионарность, гунны и монголо-татарское иго

Есть мнение, что знаменитый историк Лев Николаевич Гумилёв прямо объявил монголо-татарское иго вымыслом, назвав и время фальсификации, призванной подчеркнуть «рабское происхождение русских» – XVIII век, – и непосредственных виновников – немецких профессоров Байера, Шлёцера и Миллера. Это одно из – нужно отметить, – многочисленных альтернативных мнений, основанных на выдуманных цитатах. Унылых глупостей Гумилёв, конечно же, не писал. Будучи человеком истинно творческим, Лев Николаевич летал куда выше, нежели может досягнуть воображение современных фриков.

-2

Положение Гумилёва – двойственное. Все слышали о его – не признанной академической историей – теории пассионарного этногенеза. Топоним «Великая Степь» с подачи Гумилёва вошёл в русский язык. И некогда он – сын четы великих поэтов – Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, – прошедший войну и – дважды! – сталинские лагеря, – был чрезвычайно популярной, знаковой персоной в кругах советской интеллигенции. Тем не менее, столь благоприятное сочетание факторов почему-то не имело громких последствий. О теории слышали все, – но и не более того.

-3

...Начать же стоит с того, что Гумилёв – действительно исследователь – историк, географ, археолог, – не занимавший высоких постов, публиковавшийся мало, имевший сложную, неоднозначную репутацию в учёных кругах, однако, совершивший многое. Вклад Гумилёва в науку отрицать невозможно. Хотя и вложил он туда не совсем то, чем знаменит.

Известность же к Гумилёву пришла после выхода книги «Хунну: Срединная Азия и древние времена». Обратить внимание стоит сразу на слово «Срединная» (вместо «Средняя»), – человек Гумилёва читавший то, что цитата фальшивая, заметит сразу. Как «Хунну» (вместо «Гунны»), так и все прочие работы данного автора отличались нехарактерным для трудов научных изысканным литературным стилем, великолепным, хотя и претенциозным языком, воспринимаясь, скорее, как романы…

-4

В «Хунну» же проявились и другие черты, ставшие для работ Гумилёва общими. Это, действительно, были именно романы. Коллеги немедленно поставили Льву Николаевичу на вид недостаточное владение материалом, массу ошибок, постоянную выдачу домыслов за факты и – бросающуюся в глаза предвзятость, – «тюркофильство». С тем что гунны являлись тюрками, наука была полностью согласна с автором. Однако, большинство исследователей не считало это достаточным поводом для приписывания степнякам безмерного количества достоинств, побед, подвигов и заслуг перед человечеством.

...Собственно, – это проявилось в других работах, после того, как Гумилёв занялся историей Монголии и походов Чингисхана, – он действительно отрицал «иго». Но совсем в другом смысле. Утверждал, что завоевание таким прогрессивным и пассионарным народом, как монголы, стало благом для Руси.

О пассионарности, впрочем, было уже и в «Хунну». Но прежде, всё-таки, о том, почему после публикации книги, подвергшейся резкой и обоснованной критике, Гумилёв в число ведущих советских историков, всё-таки, вошёл. Там же, – прямо среди фантазий, полной космических излучений паранауки и восхитительной литературщины, – оказалось очень много ценных наблюдений. Гумилёв увязывал историю регионов (только степных, иными он не занимался) с их географическими особенностями – «кормящим ландшафтом», определявшим особенность не только экономического, но и культурно-политического развития народов. Также, он увязывал исторические события с изменениями климата, в различных частях Великой Степи происходившими. Все это исследовалось, – не только Гумилёвым, – и большей частою полностью подтвердилось.

...Однако, заслуги Гумилёва оказались интересными только специалистам. Да и сам быстро потерял интерес к науке. В каждой последующей его работе «пассионарного этногенеза» становилось больше, а действительных исследований меньше.

-5

И, собственно, об этногенезе. Гумилёв считал, что «этнос» (не вполне совпадающая с «народом», «народностью» или «нацией», – даже с «этносом» у других авторов, – сущность), рождается и, пройдя путь развития примерно за 1000 лет – умирает. Достигнув максимума пассионарности (количественной доли жертвенных альтруистов в популяции) где-то в возрасте 500 лет. Теория обосновывалась массой примеров и массой же строгих математических – то есть, подразумевавших грубую, по методу Фоменко, подгонку решения под ответ, – расчётов.

Гумилёв даже видел районы «пассионарных толчков» – новые этносы порождавшие. Появление на карте полос длиной 2-4 тысячи и шириной 300 километров он объяснял неизвестной природы воздействием из космоса. Вообще же, утверждал, что «биогеохимическая энергия живого вещества биосферы аналогична электромагнитной, тепловой, гравитационной и механической». Указания же на недопустимость использования бессмысленных наборов слов в научных работах мрачно игнорировал.

...То что креатив Гумилёва не был принят академической наукой, конечно, можно объяснить заговором англосаксов и косностью официальной науки. Люди, с доказательствами приводимыми Гумилёвым не знакомые, обязательно захотят узнать, кто и как эти доказательства опроверг… Но тут – нюанс. Будучи, – с одной стороны, – типичной альтернативно-научной теорией, «пассионарный этногенез» в оригинальном виде не был принят вообще никем.

Важнейшие, – наиболее важные и привлекательные для альтернативного крыла, – черты в теории Гумилёва отсутствовали. Она не «опровергала» и не отрицала решительно ничего «официального». Ни хронологии, ни даже «ига». А на существование некого «заговора» даже не намекала. Гумилёв только давал своё объяснение историческим событиям, о которых можно узнать из учебника.

Плюс про «Тартарию» и «арктическую прародину» у Гумилёва тоже не было ни слова. До реверансов по адресу многострадального от происков Ватикана великого русского народа автор не снизошёл. Льстить публике он не считал необходимым. В отличие от Фоменко, Гумилёв действительно верил в то, что выдумал.