Представьте: 1942 год. Война пожирает кадры флота. Базы захвачены, учебные заведения – тоже. Адмирал Кузнецов ищет выход. И находит его... среди мальчишек 14-15 лет. Так на отдаленных, ветреных Соловецких островах рождается Школа юнг ВМФ – уникальное и дерзкое решение, подарившее флоту тысячи отчаянных бойцов, чей вклад в Победу невозможно переоценить.
Секрет на краю земли: Почему Соловки?
- Тотальная нехватка: Первые месяцы войны выкосили кадровый состав флота. Традиционные училища были недоступны.
- Идеальное укрытие: Соловки – удаленные острова в Белом море. После эвакуации заключенных и монахов – безлюдное, стратегически безопасное место.
- Свой "городок": Школа разместилась в Савватиевском скиту. Каменную паломническую гостиницу и другие постройки юнги отремонтировали сами, почти без техники. Помогала лишь вечно ломающаяся "полуторка" да лошадка Бутылка.
- Безопасность прежде всего: Жили сначала в палатках, потом – в землянках ("кубриках" по-флотски), спасавших от возможных авианалетов. "Даже пили морскую воду – и получали наслаждение от соленого привкуса" – так сильно они рвались к морю.
Не школа – боевая часть: Суровая наука побеждать
- Режим – армейский: Школа считалась полноценным военно-морским подразделением, готовым к бою. Было свое Боевое знамя – святыня, у которой несли круглосуточный караул.
- Ускоренный курс: Обучение – интенсивное, по сокращенной военной программе. За три выпуска (1942-1944) подготовили 4111 специалистов (радисты, рулевые, боцмана и др.).
- Элита поневоле: Набор был почти секретным, через комсомольские путевки. Брали лучших: физически крепких, грамотных, с горящими глазами. Конкурс – огромный. И мальчишки рвались сюда: "Самому юному... было всего лишь 11 лет". Многие сбегали из дома, приписывали себе годы (как будущий писатель Валентин Пикуль), некоторые уже успели повоевать в партизанах (Алексей Юденков, Александр Радьков).
- Форма чести: Выдали настоящую флотскую форму, но... взрослую. Ее перешивали на детские фигуры. Главная отличительная черта – аккуратный бантик на бескозырке вместо заслуженных лент с якорями и надпись "Школа юнг ВМФ". "Ребята гордились и бантиками и потом вспоминали о них с ностальгией".
Сталь, закаленная в стуже: Быт и Закалка
- Ледяные умывания: Стирали и умывались в озере – в любую погоду. Руки коченели от холода.
- Война с морозом: Северные зимы в землянках – испытание. Печи и "буржуйки" не всегда спасали. Спали, прижимая к себе раскаленные кирпичи – единственные "грелки".
- Дух непобедим: Несмотря на лишения, в кубриках стоял смех. "Ребята никогда не падали духом: мечтали о море, подолгу задерживались на кораблях, ловили ветры с Северного Ледовитого океана".
Из бантика – в бой: Юнги на передовой
- "Образцовые матросы": Уровень подготовки был феноменальным. "Бывало... капитаны просили их обучать опытных матросов: даже те не знали службу так хорошо, как эти мальчишки".
- Сразу в пекло: Выпускники попадали на флот сразу после школы, минуя "учебку". И сразу – в бой, бомбежки, минные постановки, конвои. Воевали на всех флотах и флотилиях СССР.
- Цена подвига: Больше тысячи юнг пали смертью храбрых. Семеро стали Героями Советского Союза.
- Подвиги в тельняшках:
Валентин Солдатов (16 лет), боцман торпедного катера: В феврале 1945 в Баренцевом море его группа спасла экипаж и сам подорванный английский корвет "Кларк" после отражения немецкой атаки.
Виталий Леонов, старшина 1-й статьи, рулевой эсминца "Либнект": 22 апреля 1945 года умело держал штурвал во время боя с немецкими подлодками, атаковавшими конвой в Кольском заливе. Чудом выжил, позже стал известным актером и бардом.
Валентин Пикуль, матрос ЭМ "Грозный": В 17 лет – командир боевого поста. Его корабль выполнил 3 минные постановки (134 мины!), охраняя жизненно важные конвои. "И поныне я еще живу курсом..." – писал он позже.
"Юнгам флота не угрожает старость": Память и Наследие
- Звездные выпускники: Школа дала стране не только героев войны, но и выдающихся деятелей мирного времени: писателя Валентина Пикуля, певца Бориса Штоколова (бас Кировского театра), актера Виталия Леонова.
- Философия юнги: Как метко выразился юнга Сергей Алдонин: "Юнгам флота не угрожает старость. ...Это высокое и почетное звание дает мне право быть вечно молодым". Это чувство разделяли все ветераны-юнги.
- Память в бронзе и слове: Сегодня подвиг соловецких юнг увековечен:
Памятник на Соловецких островах.
Площадь Соловецких юнг с памятником в Москве.
Фильм "Юнга Северного флота" по повести В. Пикуля "Мальчики с бантиками".
Вечно молодые
Они были мальчишками. Они носили бантики вместо заслуженных лент. Они мерзли в соловецких землянках, греясь кирпичами. Они шли в бой, едва освоив азы флотской службы. 4111 соловецких юнг. Их детство украла война, но они ответили ей беспримерным мужеством. Тысячи спасенных жизней в конвоях, сотни выставленных мин, десятки отбитых атак – это их вклад в Победу. "В общем прекрасном Пиру Победы была маленькая капля и моего меду..." (В. Пикуль). Их бантики стали символом отваги, преданности и вечной молодости духа. Когда в следующий раз услышите о "мальчиках с бантиками" – вспомните этих юных богатырей. Они заслужили, чтобы о них помнили вечно. А как думаете вы, что двигало этими подростками на подвиг – отчаяние или невероятная сила духа? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Подписывайтесь на канал "Армия и вооружение". Здесь всё о военной технике, новых разработках, подвигах и людях, для которых защита Родины – важнее жизни. История и будущее нашей армии – на одном канале.