В адвокатском бюро NSP составили список национализированных компаний за годы спецоперации Путина, Лаврова, Шойгу, Мишустина и других по состоянию на 27 июня 2025 года. В их числе:
1,5 трлн р. - по закону о стратегических обществах
16 объектов. Основанием является участие в стратегических предприятиях иностранных инвесторов без получения на это одобрения властей. Иностранным инвестором признаются даже лица, которые имеют два гражданства, одно из которых – российское. На этом основании изъят крупнейший актив, стоимостью в 1 трлн р. - аэропорт «Домодедово».
1,1 трлн р. - по антикоррупционному закону
26 объектов. Тут речь идет об изъятии имущества у бывших депутатов и госчиновников, которые фактически, по мнению Генпрокуратуры, продолжали управлять бизнесом, нарушая законы, ограничивающие такое право. Крупнейший объект изъятый по этим основаниям - Дальневосточное морское пароходство, стоимостью 233 млрд р. с 55 млрд р. денег на счетах. К этому же пункту относится изъятие автотрейдера «Рольф» у Сергея Петрова (60 млрд р.).
0,6 трлн р. - неэффективное управление
13 объектов. Этот пункт более всего похож на откровенный беспредел без правовых оснований: Генпрокуратура (!) устанавливает значительный убыток в результате неэффективного управления. Крупнейший случай — доли компании Wintershall в «Севернефтегазпром», «Газпром ЮРГМ Трейдинг», «Газпром ЮРГМ Девелопмент», стоимостью в $5,3 млрд
0,4 трлн р. - «незаконная» приватизация
23 объекта. Крупнейший — 105 млрд р., металлургический холдинг «Ариант». При этом сроки приватизации не имеют значения - исковая давность не работает, она устанавливается с того момента, когда на совершенный акт приватизации обратила свое внимание прокуратура. Так что под ударом любая состоявшаяся приватизация с 1991 года.
0,2 трлн р. – экстремизм
8 объектов, крупнейший — группа компаний «Леста» (компьютерные игры), 135 млрд.р. Удивительным образом компании являются ответчиками по делам об экстремизме, но экстремистскими не признаются для целей их изъятия в доход государства, а не ликвидации, как следует их закона об экстремистской деятельности.
В эту сумму не вошли 16 объектов, изъятых у собственников во временное управление Росимуществом по указу президента, оценить которые юристы не смогли. Но вполне возможно, что они «потянут» еще на несколько триллионов рублей.
Сами юристы предпочитают не делать никаких выводов, предоставляя это журналистам и экспертам.
Государство (и близкие к нему бизнесмены), воспользовавшись случаем, расквиталось по всем старым (как, например, в случае с «Домодедово» или «Рольфом») и новым (в связи с СВО и эвакуацией брендов из России) обидам, удаляя всех неугодных или строптивых собственников, тем более иностранных. И захватывая самые «лакомые» компании. Пользуясь для этого широчайшим спектром оснований, многие из которых откровенно «притянуты за уши». Но суды, конечно, всегда на стороне Генпрокуратуры. Чистка произошла, но она, конечно, продолжится.
В ряде случаев новые собственники уже получили объекты в управление или владение. Как правило, известнейшие друзья президента напрямую в этом не участвуют (хотя они уже все под санкциями, но излишне раздражать мировую публику не хотят). Они выпускают вперед своих приближенных, бизнесменов «второй и третьей руки», которым богатство важнее, чем риск санкций. В других случаях новая собственность еще «не поделена», повиснув на балансе или в управлении государства.
Масштаб «чистки» поражает воображение — 2-3% ВВП за 3 года. Это вам не мелочь по карманам тырить. Причем открыто, у всех на глазах, используя в большинстве случаев судебные процедуры. Воистину: «Друзьям - все, врагам - закон».
«Своим все, чужим — по закону». Хотелось бы, чтобы в нашей стране действовал такой тезис, такой неформальный лозунг», — обратился к премьер-министру один из бизнесменов.
«С этим тезисом полностью согласен. Поверьте мне, многие из присутствующих в зале знают, что я пытаюсь реализовать его на практике», — ответил Путин.
Цитата 2011 года.