Бертран Рассел – образцовый интеллектуал, и все его книги стоят прочтения. Однако, книг много, а времени мало. Приходится выбирать оптимальное.
"Практика и теория большевизма" всегда звучала для меня как теоретическая работа. Закономерно возникала мысль: что он там мог натеоретизировать в 1920 при недостаточности источников? Не лучше ли вместо прочтения его книги было уделить время новейшим исследованиям? Ведь чем дольше по времени мы удаляемся от эпохи, тем шире нам раскрывается обзор.
Но вот, в предисловии к книге "The God that failed" (1949) Ричард Кроссман пишет, что, в отличие от многих интеллектуалов, со временем кардинально поменявших свои взгляды на коммунизм, Б.Рассел был одним из немногих, кто понял все сразу. Вот почему Расселу не потребовалось изменить и запятой при последующих переизданиях своей книги 1920 года.
Я заинтересовался.
Нашел книгу, начал читать и обнаружил в ней настоящую жемчужину.
Это даже не столько рассуждения, сколько свидетельства очевидца, посетившего Россию в 1920 году и поделившегося своими впечателениями.
Удивляешься, как в условиях, которые Расселу были предоставлены, ему удалось столько всего рассмотреть.
Ведь коммунистические режимы не желают разоблачений и никогда не позволяют людям свободно перемещаться и знакомиться со страной, пытаясь с помощью гидов направить гостей через позолоченные декорации и потемкинские деревни.
Рассел справился со своей задачей блестяще. Многое увидел, многое осмыслил, предложил свои трактовки.
Он не пытался ни осуждать, ни восхвалять.
Подмечал и позитив, и негатив в равной степени.
Рассел писал: "Я верю, что коммунизм необходим миру, верю также, что героизм России воспламенил человеческие надежды, а это очень важно для достижения коммунизма в будущем. Большевизм, если даже рассматривать его лишь как дерзновенную попытку, без которой конечный успех был бы просто невозможен, все равно заслуживает благодарности и восхищения всей прогрессивной части человечества".
Рассел призывал свое правительство перестать бороться с большевизмом силой: "Политика сокрушения большевизма силой всегда была глупой и преступной, ныне она становится невозможной и чреватой катастрофой".
Даже несколько наивно верил в светлые чувства большевиков: "Большевикам присуще и элементарное чувство человечности, требующее облегчить страдания народа".
Тем не менее, Рассел выводил наружу все недостатки большевистского эксперимента и предсказывал, что ничего хорошего, из этого эксперимента не выйдет, судя по тому, как это происходило на его глазах.
Рассел, как и в других своих работах, оказался на высоте: писал Рассел всегда только по делу и без воды, собственно, как и положено интеллектуалам, умеющим писать книги.
В связи с этим вызывает удивление, зачем он вставил в свою книгу главу "Искусство и образование", написанную его секретарем. Глава, написанная секретарем, – почти сплошное пустословие.
Книга богата и идеями, и фактическим материалом, представляет нечто вроде классической работы, и вряд ли когда-нибудь потеряет интерес читателей.
Рассел метко подмечает слабые места и в идеологии, и в практике коммунизма.
Делает несколько интересных пророчеств.
Пишет Рассел вполне доступно, хотя подозреваю, что не для всех книга покажется слишком легким чтением. Но если разбираемая тема Вам интересна, настоятельно рекомендую книгу к прочтению.
Самые интересные выдержки из книги я выкладываю здесь
https://pycckomy.livejournal.com/tag/Практика%20и%20теория%20большевизма/
Ссылка почему-то не срабатывает, когда напрямую щелкаешь по ней. Но если скопировать ее и вставить, попадешь на Рассела