Найти в Дзене
Диванный Адмирал

"Оушенгейт" и их "Титан": как мечта об открытом океане и "Титанике" завела на дно

Ахой, мореманы! Вероятно, многие из вас вспомнят случай из лета 2023 года, когда фактически туристический подводный аппарат "Титан" исчез близ обломков "Титаника". Его тогда еще искали несколько дней, покуда не обнаружили обломки. 18 июня 2023 года список жертв печально известного "Титаника" пополнился еще пятью именами. Прошло два года с тех пор. Информация все выходила и выходила на свет, покуда буквально в считанные дни не достигла отметки "максимум". Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что именно произошло и почему в этой трагедии все очень далеко от того, что нам казалось. Ваш Диванный Адмирал постарался собрать для вас всю возможную информацию, чтобы рассказать больше, чем русскоязычные СМИ. Поехали! Я проведу вас до самого дна этой "кроличьей норы". Скажите, вот у вас когда-нибудь была мечта? Большая, захватывающая, пьянящая? А вот у нашего главного героя была. Стоктон Раш, один из основателей и впоследствии генеральный директор компании "OceanGate" ("океанские ворота",

Ахой, мореманы! Вероятно, многие из вас вспомнят случай из лета 2023 года, когда фактически туристический подводный аппарат "Титан" исчез близ обломков "Титаника". Его тогда еще искали несколько дней, покуда не обнаружили обломки. 18 июня 2023 года список жертв печально известного "Титаника" пополнился еще пятью именами.

Прошло два года с тех пор. Информация все выходила и выходила на свет, покуда буквально в считанные дни не достигла отметки "максимум". Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что именно произошло и почему в этой трагедии все очень далеко от того, что нам казалось. Ваш Диванный Адмирал постарался собрать для вас всю возможную информацию, чтобы рассказать больше, чем русскоязычные СМИ. Поехали! Я проведу вас до самого дна этой "кроличьей норы".

  • Знакомьтесь Стоктон Раш

Скажите, вот у вас когда-нибудь была мечта? Большая, захватывающая, пьянящая? А вот у нашего главного героя была. Стоктон Раш, один из основателей и впоследствии генеральный директор компании "OceanGate" ("океанские ворота", если переводить дословно).

Мистер Раш на одном из погружений.
Мистер Раш на одном из погружений.

Целых два его предка внесли в историю свои имена, причем буквально, подписав декларацию о независимости США. Этот дух великих свершений, видимо, не давал Рашу покоя, и об исследовании неизвестного он мечтал всю жизнь. Хотел быть астронавтом и авиаконструктором, даже получил соответствующее образование. Заявлял, что станет первым человеком на Марсе. Однако эта его мечта была разрушена его неидеальным здоровьем. И тогда Стоктон обратил свой взор к океану. Его следующей мечтой стала "демократизация океана", предоставление возможности его увидеть и исследовать практически всем желающим. И мы не говорим про поверхность, мы говорим о подводных погружениях. Эту цель он себе и поставил, решив начать с Атлантического океана и его печальной жемчужины, будоражащей умы миллионов людей по всему свету — обломков "Титаника".

Потому что, как бы то ни было, экспериментальная авантюра должна окупаться. Желающих посмотреть на "Титаник" не счесть даже среди весьма состоятельных людей, что Стоктону и было нужно. И он начал претворять мечту в реальность.

  • Непотопляемый "Титан"

Насколько конструкция "Титана" кажется непотопляемой вам? Оцените по шкале от 1 до 10, можете поделиться мнением в комментариях.
Насколько конструкция "Титана" кажется непотопляемой вам? Оцените по шкале от 1 до 10, можете поделиться мнением в комментариях.

Для такой экспедиции нужен был соответствующий подводный аппарат. Имеющиеся экземпляры, спускающие на внушительную глубину в 4 километра ученых, вмещают в лучшем случае трех человек. Для задумки Стоктона этого было слишком мало. Ему нужно было хотя бы пять (держим в голове – авантюра должна окупаться). К тому же, необходимо было снизить стоимость самого аппарата. Решение всех вопросов Рашу подсказала родная для него авиация.

Цилиндрический корпус. Углеродные волокна. Титановые кольца для укрепления конструкции.

Тесты первого корпуса были весьма относительно удачными. Зато второй... Второй прошел все испытания. Он был оснащен сенсорами и системами мониторинга. Весь аппарат в конечном итоге имел окно, не искажающее вид, намертво закрывающийся болтами люк, современную систему управления и 4К камеры для уникальных кадров феноменальных видов. Чего еще желать?

Говоря о камерах и не искажающих вид окнах: вот примерно такой вид на "Титаник" открывался для пассажиров "Титана".
Говоря о камерах и не искажающих вид окнах: вот примерно такой вид на "Титаник" открывался для пассажиров "Титана".

Стоктон был горд собой и своей изобретательностью. Ни одно сертифицирующее агентство его творение бы не одобрило. Но зачем?..

"Истинные инновации требуют идти против тех, кто говорит "это невозможно"", — Стоктон Раш

В своих убеждениях, как и в своей харизме, этот человек был непоколебим. Люди хотели ему верить, и еще бы – он дал возможность исполнить мечту всей жизни весьма многим. Чудо-подводный аппарат не всем казался обреченным. Нужно было быть специалистом, чтобы иметь основания предполагать, что эта тихая, мощно выглядящая и, на первый взгляд, непробиваемая машина таит в себе угрозу. Люди хотели верить и верили. В договоре, который они подписывали перед экспедицией, слово "смерть" упоминалось трижды уже на первой странице. Но ведь это логично, правда? Ведь экспедиции на глубину четыре километра, где давление воды доходит до четырех сотен атмосфер – вещь весьма экстремальная, разве не так?

  • И все не то, и все не так...

Титан и его второй корпус совершили 13 успешных погружений на заявленную глубину. Стоктон Раш больше одного раза водил свои подводные экскурсии, вопреки распространенному мнению.

Его клиенты, которых официально он называл «специалистами миссии», не знали, что играли в русскую рулетку, но начали что-то подозревать. Они отдавали 250 тысяч долларов и не получали даже обещанные договором тренировки. Ситуация обстояла следующим образом.

В назначенный день и час специалисты должны были подняться на борт заранее известного им корабля, который доставит и их, и "Титан", к месту крушения "Титаника". На борту их едва ли встречали. Вместо лекции – короткий ликбез и предоставление возможности добровольно помогать матросам на палубе. Одна миссия длилась 4-5 дней, чтобы выловить хотя бы хрупкий шанс на погружение. Да, вы верно все поняли. Гарантий не было никаких. В случае неудачи оплата не возвращалась. Предоставлялись лишь скидки на другую попытку и возможность остаться на следующую миссию, если там кто-то откажется.

Но было, конечно, и хорошее. На борту почти всегда находился кто-то из ученых: или специалист по «Титанику», человек, совершивший к нему 37 погружений и руководивший подъемом 5000 артефактов с него, Поль-Анри Наржоле, или его друг-океанограф Дэвид Мернс, изучавший бактерии, разрушающие корпус «Титаника». Последний был особенно хорош, если до самого легендарного лайнера дойти не получалось. Он рассказывал о разных формах жизни, наблюдаемых во время погружений.

И эти двое знали о рисках, на которые идут, но все же не могли предупредить катастрофу. А как ее предупредишь, если виноват... материал?

  • Об инженерии и халатности

В этой статье я не стану вдаваться в подробности, но кое-что все же скажу, для тех, кто не захочет разбираться в технических деталях, вокруг которых я построю следующую статью. Итак, краткая сводка.

  1. Для погружения на серьезные глубины цилиндрический корпус — отнюдь не лучшая идея. Он неверно распределяет давление.
  2. Углеродное волокно — композитный материал. Он не обладает достаточной однородностью для того, чтобы выдержать сокрушительное давление воды. Да,он широко применяется в авиации, но это совсем не то — давление в небе работает несколько иначе.

К тому же, при производстве корпуса были допущены серьезные просчеты. Техника безопасности проигнорирована.

Если это все еще не повергло вас в шок, то у меня есть закуска. Часть датчиков состояния корпуса вышла из строя, так что у Стоктона, следившего за приборами, было весьма не много шансов предотвратить катастрофу. Впрочем, не то чтобы он их искал.

"Безопасность – это пустая трата ресурсов. Если вы хотите быть в безопасности, не вылезайте из кровати", — Стоктон Раш

Углеродное волокно медленно разрушается под воздействием перемены давления (напомню, самолетов бояться не нужно, там другая физика). После количества погружений "Титана" оно износилось достаточно, чтобы в один момент хрустнуть в последний раз и свернуться, как алюминиевая банка. Это и было именно то, что произошло, из-за амбиций и халатности одного человека, даже несмотря на предупреждения коллег, друзей, бывших работников и один судебный иск. Все это пред взгляды общественности предстало слишком поздно.

Береговая охрана, ведущая это дело, опубликовала видео с камер сопровождавшего "Титан" корабля «Polar Prince». На нем жена Стоктона Раша, Венди, правнучка погибшего на «Титанике» миллионера Исидора Штрауса, участвует в наблюдении за погружением "Титана" в тот самый роковой раз. Она услышала пойманный сонаром глухой хлопок, поинтересовалась, что это за звук у сидящих рядом коллег, а затем с полуулыбкой прочитала сообщение от мужа: "Сбросили 2 веса". Она в тот момент еще не знала, что услышанный ею звук значил, что она стала вдовой. Сообщение о сбросе балласта просто пришло с задержкой.

Эта бессмысленная трагедия, так легко избегаемая, унесла жизни пятерых человек. На борту были сам Стоктон Раш, упомянутый ранее Поль-Анри Наржоле, британский путешественник, авиатор, рекордсмен Хэмиш Хардинг, уже даже побывавший в космосе и на дне Марианской впадины, и отец и сын из влиятельной пакистанской семьи, Шахзада и Сулейман Давуд. Наржоле надеялся, что, находясь на борту, сможет "предотвратить глупость". Шахзада был без ума от Титаника и долго уговаривал сына присоединиться к нему в экспедиции. Юноша собирался воспользоваться случаем и стать первым человеком, собравшим кубик Рубика на дне океана.

Давайте помянем жертв добрым словом и оставим их на страницах истории как искателей приключений. За сим Диванный Адмирал завершает обзорный рассказ о подводном аппарате "Титан" и его трагедии. Семь футов под килем всем дочитавшим, и на сей раз не прощаюсь. Впереди нас с вами ждет более глубокое погружение в технические подробности произошедшего.