- Мы всем составом своей расширенной семьи (с гостями) сразу прошли в Большой Гатчинский Дворец и купили экскурсию по Парадным залам.
- Ну, а когда пришло время экскурсии, то мы, конечно, уже с придыханием слушали гида и созерцали блеск и красоту Парадных залов Дворца.
- Ну, а Парадная опочивальня - это сплошной восторг!
Ах, этот Павел Первый! Что ж не жилось-то тебе в этом райском уголке? Который ты сам с такой любовью создал? Зачем в Михайловский замок в Петербург уехал? 🤔 Риторический мой вопрос.
После "увеселительного замка" Григория Орлова, фаворита Екатерины Великой Дворец в Гатчине превратился в "Павлово создание"! И ведь, действительно, достойно! - настоящая императорская резиденция с 18 века и до самой революции.☝ С лёгкой руки сына Екатерины, императора Павла Первого и сама Гатчина получила особенное развитие.
Лучшие архитекторы и художники оформляли парадные залы и личные покои царской семьи. Впоследствии, с такой же трепетной заботой загородную обитель в Гатчине принял и Николай Первый, сын Павла - так же, как и отец, окутанный флëром романтики и загадочности в русской истории.
А ещё позднее и Александр Третий, русский монарх, переехал в Гатчину в 1881 году, стремясь обеспечить безопасность своей семьи после убийства народовольцами отца - императора Александра Второго.
Личные комнаты семьи Александра Третьего в настоящее время на реставрации.
Памятник Александру Третьему во внутреннем дворе Дворца мы тоже видели. Очень грустно, что не удалось подольше постоять, посмотреть - впечатляет! "Человек-скала" - как назвал его наш Президент. Фото последних лет.
Мы всем составом своей расширенной семьи (с гостями) сразу прошли в Большой Гатчинский Дворец и купили экскурсию по Парадным залам.
Полный билет мне обошёлся в 850 рублей (650 + 200 экскурсия), мужу по афганскому удостоверению (только 200), пенсионные льготы тоже сработали бы. И студенческие, школьные, само собой.
До начала экскурсии по времени у нас был почти час. И отлично, что просто сидеть и ждать своей группы не пришлось! Потому что кроме Парадных залов, которые мы с гидом будем проходить, во Дворце ещё открыты для самостоятельного осмотра множество других залов.
- Первым делом мы спустились в Подземный ход.
Еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Орлове был он устроен. Спуститься в него можно было прямо из Парадных залов, только сначала попасть в гулкие подвалы.
А потом уж выйти к Серебряному озеру на территории парка. Длинный коридор в низких сводах длиной 130 метров с хорошей акустикой повторяет эхо, говорят, до 4-х слогов! - но мы как-то не попробовали, люди были вокруг. Наверное, это всё же лучше делать из грота в парке у Серебряного озера.😊
- Далее по Дворцу мы самостоятельно осмотрели Чесменскую галерею, Оружейную галерею и поднялись в Дворцовую церковь.
Ну, а когда пришло время экскурсии, то мы, конечно, уже с придыханием слушали гида и созерцали блеск и красоту Парадных залов Дворца.
Свой рассказ гид начала с Аванзала. И её спокойный, временами восторженный голос, нас сразу увлёк в водоворот дворцовых событий прошлых лет.
Мраморная столовая далее по ходу экскурсии восхитила и своей удивительной роскошью, и историей подачи обедов царской семье.
Из-за вот этой балюстрады офицеры, военные чины принимали блюда из потайной комнаты и подавали их к накрытым столам.
Во время застолий, как правило, горел камин, создавая уют и располагая к беседе.
Безусловно, везде обращает на себя внимание пол - дивный паркет редких пород дерева по рисунку Антонио Ринальди.
И потолок! Изумительно расписан по сюжету каждого зала и подсвечен роскошными люстрами.
Верхняя Тронная императора Павла Первого строга и торжественна! Император использовал её для приёма иностранных послов, важных гостей, проведения аудиенций. От присутствующих требовалось неукоснительное соблюдение придворного этикета.
Входили на аудиенцию из Белого зала, но сама Тронная граничит с Малиновой гостиной. Которая всех поражает своими гобеленами во всю стену.
Малиновая гостиная в Гатчинском дворце получила своё название благодаря трём малиновым гобеленам из серии «История Дон Кихота». Ковры были вытканы во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов в 1776–1780 годах по картонам Ш. А. Куапеля. В настоящее время в гостиной представлен только один гобелен — «Въезд Санчо Панса на остров Баратарио». Два других после Великой Отечественной войны оказались в ГМЗ «Павловск» и до сих пор не возвращены на исторические места (нейросеть).
Гобелены везде поражают! Масштаб и мастерство! Хочется рассматривать бесконечно.
Ну, а Парадная опочивальня - это сплошной восторг!
Глаз не оторвать, как всё продуманно и эстетично! 👏Супруга Павла, Мария Федоровна отдыхала в самом совершенном творении архитектора Винченцо Бренны. А за кроватью, в изголовьи, спрятан потайной ход в личные покои Павла. 😉
Овальный будуар императрицы Марии Федоровны после реставрации 2007 года тоже радует рисунком паркета по проектам Антонио Ринальди, полихромной росписью с вазами фруктов, гирляндами роз и картинами.
Туалетная императрицы выдержана в строгих холодных тонах и здесь присутствует единственный портрет свекрови - Екатерины Великой, которую Мария Федоровна уважала и которой восхищалась.
Войдя в Белый зал, мы обалдели от простора и торжественности.
Мне очень хотелось снять его без людей, но это было нереально. Потому покажу фото из интернета.
Это самое большое парадное помещение во Дворце, занимает 250 кв.м., а своими арочными дверями-окнами выходит на открытую террасу. Над ансамблем зала трудился Антони Ринальди, впоследствии дополнил архитектор В.Бренн.
В деталях я здесь сфотографировала античную фреску на стене у камина и часы.
И сама сфотографировалась на фоне статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, исполненные из черного мрамора (18 век).
Плавным лабиринтом переходов мы оказались в Греческой Галерее.
Зачарованно повторяли за нашим гидом и вспоминали сами, рассматривая скульптуры, А.Райкина: "В греческом зале, в греческом зале! Ах, Аполлон! Ах, Аполлон!"
Не думала, что он такой узкий, полукругом идёт - Греческий зал.
Ротонду под Гербом проскочили, можно сказать, быстро.
И в моменте оказались на знаменитой Мраморной лестнице.
Она считается одним из лучших образцов русского неоренессанса середины 19 века. Во время работ по перестройке дворца в 1850-х годах архитектор Роман Кузьмин применил в архитектурной отделке лестницы искусственный и натуральный мрамор различных цветов.
Немного удалось на ней запечатлеть себя на память, а затем по ней же и спуститься вновь на 1 этаж. Это самые удобные в мире лестничные ступеньки, по которым я ходила. )) Идешь как плывешь, честное слово!
Я думала, что экскурсия на этом и завершается! Но как же я ошибалась. Кроме парадной лестницы и Подземного хода здесь ещё потрясший наше воображение Арсенальный зал, личные комнаты Николая Первого, детские гостиные... В общем, это уже явно другая статья просится. Итак, я разошлась)).
Спасибо вам за то, что читаете!