«Черный Лебедь» и Архангел: Испытание Огнем и Водой
Недалеко будущее. Ахтубинск. Владимировка.
Рассвет над аэродромом был окрашен в багровые и стальные тона. На предварительном старте, похожий на спящего хищника, замер Ту-260М2 «Черный Лебедь». Его угольно-черный корпус, покрытый нанокерамическим теплозащитным покрытием, поглощал первые лучи солнца, оставляя лишь зловещий силуэт. Интегральная компоновка, плавно сливающая фюзеляж с крылом изменяемой стреловидности, казалась выточенной из единого куска ночи. Сегодня ему предстоял первый полноценный выход на суборбиту.
В гермокабине царила сосредоточенная тишина, нарушаемая лишь монотонным гулом систем и докладами экипажа:
Командир корабля, лётчик испытатель майор Елисеев: «Система «Архангел» онлайн. Все контуры управления – дублирование. Готовность к запуску двигателей».
Помощник командира, майор Романов: «Навигационный комплекс – в режиме «Орбита». Маршрут заложен: Европа – Атлантика – Североамериканский континент – Тихий океан – Дальний Восток – Ахтубинск. Высота суборбитального участка – 90 км».
Штурман-оператор, капитан Харитонов: «Целевое оборудование – в режиме пассивного сканирования. Спутники-ретрансляторы – устойчивая связь».
Бортинженер, старший лейтенант Никулина: «Криогенные системы – номинальные. Запас жидкого водорода – 100%. Готовность силовой установки – подтверждаю».
Разрешение на взлет. Три гигантских воздухозаборника «Черного Лебедя» жадно втянули холодный утренний воздух. Глубоко внутри гибридных турбореактивно-прямоточных двигателей, работающих на жидком водороде, началась термоядерная алхимия. Трехконтурные монстры взревели, наращивая гул до утробного рева космического зверя. «Лебедь» рванул вперед, стреловидность крыла плавно увеличиваясь, превращая его в гиперзвуковую стрелу. Давление вдавило экипаж в кресла. За иллюминаторами мир поплыл в марево раскаленного воздуха.
«Выходим на суборбиту, высота 87 километров», – доложила Никулина, ее голос ровный, но в глазах – огонек первопроходца. Под ними искривилась дуга Земли, сияя океанами и континентами под тонкой голубой вуалью атмосферы. Северная Атлантика проплыла внизу, как гигантское зеркало. Над восточным побережьем США «Архангел», новейший ИИ управления, включил режим малозаметности, растворяя бомбардировщик в фоне космического мусора и ионосферных возмущений.
Именно над Тихим океаном, в точке максимального удаления от «дома», случилось непредвиденное.
«ВНИМАНИЕ! АВАРИЯ ДВИГАТЕЛЯ №3!» – заревел синтетический голос системы предупреждения. Одновременно кабина озарилась тревожным алым светом. На индикаторах Никулиной параметры третьего двигателя резко ушли в красную зону, затем погасли. Вибрация, сначала едва заметная, превратилась в глухие, разрушительные удары по корпусу.
– Отказ подтверждаю! – крикнула Никулина, ее пальцы летали по сенсорным панелям. – Температура турбины критическая! Автоматика глушит подачу водорода! Пожарная система – сработала! Двигатель №3 – отключен!
«Черный Лебедь» резко дернулся, потеряв симметрию тяги. Автопилот старого поколения начал бы бороться с разворотом, но «Архангел» среагировал на порядки быстрее. На экранах Елисеева и Романова замелькали потоки данных – расчеты траектории, перераспределение управления рулевыми поверхностями, мгновенная коррекция вектора тяги оставшихся двигателей. Вибрация уменьшилась, разворот прекратился, но высота начала падать.
– Тяги не хватает для поддержания орбиты! – доложил Романов, его лицо напряжено. – Снижаемся. Скорость падения – нарастает. Атмосферное торможение начнется через 4 минуты на высоте 70 км. Перегрузки будут экстремальными.
Елисеев сжал штурвал, оценивая варианты. Дотянуть до Дальнего Востока? Шансов ноль. Садиться на воду? Гибель корабля и экипажа почти гарантирована. Искать остров? В бескрайнем Тихом океане?
Внезапно на центральном тактическом экране появился символ и четкий голос «Архангела», лишенный эмоций, но несущий неоспоримую логику:
«ВАРИАНТ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ: АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА «ЛИДЕР». КООРДИНАТЫ: 35° С.Ш. 165° З.Д. КУРС СХОДЖЕНИЯ РАССЧИТАН. ВРЕМЯ ДО ПРИБЫТИЯ В ЗОНУ: 22 МИНУТЫ. РЕКОМЕНДУЮ ПЕРЕХОД НА УПРАВЛЕНИЕ «АРХАНГЕЛ-ПОСАДКА». ПОДТВЕРДИТЬ?»
– «Лидер»? Он же на учениях… – пробормотал Харитонов.
– Он единственный в радиусе, способный попытаться принять нас, – отчеканил Елисеев. В его глазах мелькнуло безумие предложения, но альтернативы не было. – «Архангел», подтверждаю! Бери управление! Экипаж, готовность к экстренному снижению и посадке! Старший лейтенант Никулина, максимальная стабилизация криогеники!
«Архангел» взял бразды правления. «Черный Лебедь», теряя высоту, развернулся на новый курс. Вход в плотные слои атмосферы был адским. Нанокерамика заалела, выдерживая тысячи градусов. Перегрузки придавили экипаж, выжимая стон даже из бывалых испытателей. ИИ работал с ювелирной точностью, гася колебания, удерживая гигантскую машину на расчетной траектории, используя аэродинамику и оставшуюся тягу как инструменты скульптора.
Внизу, на бескрайних синих просторах Тихого океана, появилась крошечная точка, быстро растущая в гигантский силуэт атомного авианосца «Лидер». Его огромная полетная палуба казалась спичечным коробком на фоне океана, а «Черный Лебедь» – гигантской черной стрелой, несущейся к нему со сверхзвуковой скоростью.
«АКТИВИРОВАН РЕЖИМ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПРИЗЕМЛЕНИЯ», – объявил «Архангел». Из корпуса бомбардировщика выдвинулись мощные посадочные опоры, а главное – сопла двигателей начали поворачиваться, направляя реактивную струю вертикально вниз. Оставшиеся два двигателя взревели на запредельных режимах, компенсируя падающий вес 250-тонной махины. «Черный Лебедь» завис над качающейся палубой «Лидера», как невероятный, фантастический стрекоз.
– Боже… Он это делает… – прошептал Романов, вцепившись в подлокотники.
Посадка была не столько касанием, сколько контролируемым падением. С грохотом, заставившим содрогнуться весь авианосец, опоры «Лебедя» коснулись усиленной палубы. Реактивная струя, бьющая в специальные газоотбойники, подняла тучи пара и раскаленного воздуха. Гигантская машина слегка покачнулась на волнах, но устояла. Двигатели с ревом сбросили обороты, затем замолчали.
-Вот уж все на авианосце удивились, как снег на голову свалились, неожиданно.
В кабине воцарилась гробовая тишина, нарушаемая лишь шипением систем и тяжелым дыханием экипажа. За иллюминатором мелькали фигуры ошеломленных матросов и авиатехников в защитных костюмах, бегущих к невероятной гостье.
– Экипаж… – голос Елисеева был хриплым, но твердым. – Доложите состояние.
– Системы… стабильны. Пожар в третьем двигателе – локализован автоматикой, – доложила Никулина, с трудом отрывая взгляд от экстравысотного вида океана через иллюминатор.
– Корпус… выдержал. Данные «черных ящиков» – сохранены, – добавил Харитонов.
– «Архангел»… – Романов посмотрел на главный дисплей, где светился символ ИИ. – …Справился на «отлично». Лучше, чем кто-либо из нас.
Елисеев кивнул. Чувство невероятного облегчения смешивалось с холодком ужаса от того, что только что произошло, и жгучим восхищением перед машиной и ее цифровым разумом. Он нажал кнопку связи с «Лидером»:
– «Лидер», это борт «Антей-01». Посадка выполнена. Экипаж в порядке. Спасибо за… гостеприимство. И извините за названный везит. Требуем эвакуации. Срочно маскирующие сети на секретный объект. И… передайте командованию: «Архангел» не подвел. «Черный Лебедь» – жив. Испытания… продолжатся.
На мостике «Лидера» адмирал, наблюдавший за посадкой медленно повернулся к экипажу кораблч. Его лицо было бледным.
– Боже правый… – прошептал он. – Кто это? Они сели. Вертикально. На авианосец. Пришельцы?
«Черный Лебедь», черный и неподвижный на сверкающей палубе атомного гиганта, был зримым воплощением новой эры. Эры, где человек и ИИ, пройдя через огонь атмосферы и ледяную бездну космоса, вместе совершили невозможное. Испытания на суборбиту выявили слабое звено в железе, но безоговорочно подтвердили силу цифрового разума. Полет продолжался. Путь домой, в Ахтубинск, теперь лежал через Тихий океан на палубе «Лидера». Но главный урок был усвоен: «Архангел» стал не просто системой – он стал душой «Черного Лебедя».