Сейчас пора зачетов и экзаменов. Обнаружилась проблема: студенты не могут объяснить разницу дефиниций «драма как род» и «драма как жанр». Попробуем разобраться. Поисковики дают очень противоречивую информацию, словари, предназначенные для сдачи ЕГЭ, даже допускают ошибки. Мне помогли современные теоретические работы Л.В. Чернец и В. Хализева.
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга
В теории прочно утвердилось разграничение литературы на три рода: эпос, лирику, драму. Им пользуются так давно и так механически, что в суть этих терминов часто не вдумываются. А зря. Можно отнестись к термину как пустому звуку и вызубрить, как его следует объяснять, а можно задаться вопросом и попытаться найти ответы на простые истины. Ведь и термин «слово» не так прост для объяснения, он имеет право на полноту смысла. А как Слово творящее, он может мстить за невнимательное и небрежное отношение к себе.
В отличие от литературы драматическое слово не есть непосредственное выражение чувств и мыслей, оно как бы мост, между сценическим персонажем и воспринимающим его зрителем. П. Пави
Вопрос о дифференциации литературных произведений в категории жанра рассматривается с древности до современности, но на каждом этапе литературного процесса возникают новые решения и приоритеты, вносятся уточнения и поправки, хотя разделение всего словесного искусства на три рода – эпос, лирику и драму – остается неизменным со времен Аристотеля. В каждом роде литературы сообразно принятой классификации принято выделять виды (эпопею, роман, новеллу, трагедию, комедию, элегию, оду и т. д.). Но на практике гораздо более употребим термин «жанр», которым обозначаются перечисленные виды.
Жанр – понятие достаточно широкое, в художественном творчестве любой автор мыслит жанровыми категориями. В известном смысле жанр – рама, в которую вмещается жизненный опыт автора. Но рама диктует при этом не только объем текста, но способ его организации.
Во-первых, для того чтобы понимать сравнительно простую вещь – в драме действие первично.
Драма как литературный жанр получила распространение гораздо позднее – лишь в литературе XVIII–XIX веков, постепенно вытеснив трагедию. Для драмы характерен острый конфликт, однако он менее безусловен и глобален, чем конфликт трагический. Он не определяется роком и судьбой, характеры детерминированы обстоятельствами. Как правило, в центре драмы – частные проблемы отношения человека и общества. Драма оказалась очень созвучна эпохе реализма, так как допускала типизированные образы. Драматический сюжет, как правило, ближе к реальности, чем сюжет трагический.
Сегодня драма является ведущим жанром в театральном репертуаре, разновидностей этой жанровой формы множество.
Теория рождения жанра и причины его исчерпанности убедительно доказана у Ю. Тынянова в работе «Литературный факт». Тынянов считал, что жанр как система не статичен, он склонен к изменению, смещению, что осложняет формулировку определения того или иного жанра. По мнению учёного, сознание жанра возникает в результате столкновения с традиционным жанром, то есть ощущения смены традиционного жанра «новым», заступающим его место. Если нового явления, которое могло бы заменить старый жанр, нет, то жанр как таковой исчезает, распадается.
Драма как жанр сформировалась позже комедии и трагедии. Так же, как и трагедия, драма стремится к воссозданию острых противоречий.
Драма – для того, чтобы переживать, и переживать полноценно, в том числе и на телесном уровне.
Драма ориентирована на требования сцены. А театр – это искусство публичное, массовое. Назначение драмы, по словам А.С. Пушкина, – «действовать на множество, занимать его любопытство» и ради этого запечатлевать «истину страстей»: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное. Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим искусством».
Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают так называемую «мещанскую драму». Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.
В XVIII в. количество драматических жанров увеличивается. Наряду со строгими театральными жанрами выдвигаются низшие, «ярмарочные»: итальянская комедия-буффонада, водевиль, пародия и т. п. Эти жанры являются источниками современного фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается, выделяя из себя «драму», т. е. пьесу с современной бытовой тематикой, но без специфического «комизма» положения («мещанская трагедия» или «слезная комедия»). Драма решительно вытесняет остальные жанры в XIX в., гармонируя с эволюцией психологического и бытового романа.
Поэтому и жанр «драма» имеет название родовое, совмещая в себе пафос трагического и комического. Еще В. Г. Белинский писал, что драма – это примирение двух противоположных элементов: лирической субъективности и эпической объективности.
Сначала в культуре романтизма получила распространение так называемая Lesedrama (драма для чтения). Таковы «Фауст» Гёте, драматические произведения Байрона, маленькие трагедии Пушкина, тургеневские драмы, по поводу которых автор замечал: «Пьесы мои, неудовлетворительные на сцене, могут представить некоторый интерес в чтении».
В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, А.П. Чехов.
Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева.
В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова.
Сформировались виды драмы как жанра:
Мелодрама – сочетает элементы драмы и комедии, часто с использованием преувеличенных эмоций и драматических ситуаций.
Психологическая драма – фокусируется на внутреннем мире персонажей, их переживаниях, мотивах и психологических конфликтах.
Социальная драма – рассматривает проблемы общества, социальную несправедливость и влияние социальных факторов на жизнь людей.
Историческая драма – действие происходит в определённый исторический период.
Фантастическая драма – действие происходит в вымышленном мире с элементами фантастики.
Понятие «драма как жанр» (отличное от понятия «драма как род литературы») получает толкование в работах известного в русском литературоведении Б. В. Томашевского. А также можно найти убедительные доводы в работах современных теоретиков литературы:
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ