Найти в Дзене

Александр Градский: «Вот и Пугачёву я на работу принимал в «Веселые ребята» — распевал её»

Евгений Додолев записал для Первого канала подкаст «Летописи конца времён». Журналист фиксировал беседы с Александром Борисовичем вплоть до середины 2020 года, чтобы выпустить очередную рукопись именно к его 75-летию. Однако смерть певца в 2021 году внесла коррективы в издательские планы. Евгений Юрьевич, а что нового можно рассказать о Градском, если уже написаны книги и сняты документальные фильмы? Разве только про скандальные драки за наследство? – Все эти проблемы с наследством уже улажены и замечу, что такого рода тёрки между родственниками – стандарт, всегда, во все века и во всём мире, ничего экстра-ординарного не случилось. Сейчас вдова Марина Котошенко с двумя сыновьями живёт в доме, который Саша построил специально для них, а старший сын Даниил – в том самом знаменитом дворце в Новоглаголево, куда Кира Прошутинская водила своих гостей на «экскурсии» (Александр Борисович с Кирой Александровной были соседями). Я и сам, бывало, привозил туда своих друзей, чтобы они впечатлились
Оглавление

Прошлой осенью, к 75-летию ГРАДСКОГО «Экспресс-газета» опубликовала интервью со мной. И я был обескуражен бульварным оформлением. Поэтому воспроизведу текст с другими фото, теми, которые в своё время сам Борисыч передал мне для книги о нём.

Евгений Додолев записал для Первого канала подкаст «Летописи конца времён». Журналист фиксировал беседы с Александром Борисовичем вплоть до середины 2020 года, чтобы выпустить очередную рукопись именно к его 75-летию. Однако смерть певца в 2021 году внесла коррективы в издательские планы.

Евгений Юрьевич, а что нового можно рассказать о Градском, если уже написаны книги и сняты документальные фильмы? Разве только про скандальные драки за наследство?

Все эти проблемы с наследством уже улажены и замечу, что такого рода тёрки между родственниками – стандарт, всегда, во все века и во всём мире, ничего экстра-ординарного не случилось. Сейчас вдова Марина Котошенко с двумя сыновьями живёт в доме, который Саша построил специально для них, а старший сын Даниил – в том самом знаменитом дворце в Новоглаголево, куда Кира Прошутинская водила своих гостей на «экскурсии» (Александр Борисович с Кирой Александровной были соседями).

Я и сам, бывало, привозил туда своих друзей, чтобы они впечатлились зданием, первый этаж которого занимает… бассейн-кинотеатр. Да огромный бассейн и настоящий кино-экран во всю стену.

-2
-3
-4

Помню совместные визиты туда и с Иваном Демидовым, и с Михаилом Леонтьевым, не говоря уже о знакомых политиках и генералов.

Кроме того, в биографии маэстро есть и белые пятна: не очень многие знают про его первую супругу, Наташу Смирнову – она была совсем юной студенткой и их брак продлился даже меньше, чем его следующий с Настей Вертинской (тогда в течении пары лет Градский «работал» отчимом Степана Михалкова – сына Никиты Михалкова и Анастасии).

А от первого семейного альянса остались лишь свадебные фото: мне их Александр передал для публикации в книге «The Голос».

-5

Вы упомянули Прошутинскую: её родственник (пятым браком женат на Варваре Прошутинской, внучке известной телеведущей – Е.Д.) знаменитый журналист Андрей Караулов* в интервью «Комсомолке» говорил «как нашёл Саша Марину на улице 20 лет назад, так, мне кажется, она на этой улице до сих пор и стоит», намекая на её прошлое, Тверская ведь была «точкой» проституток в своё время.

Уверен, что это не подразумевалось. Скорее всего речь шла о том, что Марина, в отличии от предыдущих жён Александра Борисовича, была «женщина-дочь». Есть такая квалификация.

Вот Ольга Фартышева – третья жена, хотя была совсем юной красавицей, по складу характера – «женщина-мать», могла мужа опекать и заботится о нём.

-6
-7
-8

А о Котошенко Саша заботился отчасти как родитель. И он никогда не скрывал, что «снял» её на улице, подъехал к красавице по дороге со стройки домой. А жил он действительно, почти на Тверской, в Козицком переулке, в доме, где расположен легендарный «Елисеевский магазин». Но при этом, я не уверен, что Александр увидел свою будущую спутницу именно на этой самой Тверской (в наше время это была улица Горького), а не на Новом Арбате. Но это значения не имеет. Значение имеет то, что Марина скрасила последние 17 лет его жизни.

Что касается Караулова*, то это тот ещё проходимец. Градский его терпеть не мог. И не только потому, что этот матёрый сердцеед увивался вокруг Марины. Опасный человек, со связями как в криминальном мире, так и в сопряжённом с ним мире «силовиков». Когда разразился скандал с похищением у Марины 100 миллионов наличными, я ждал, что вот-вот прочту новости, что похитителей нашли и организовал всю эту афёру именно Караулов*. Но, повторю, связи у него мощнейшие ещё с 90-х.

Караулов и автор, 90-е
Караулов и автор, 90-е

А у Градского таких связей не было?

– Возможно были.

Как и у всех.

Но ему очень помогали связи в столичном руководстве, он и апартаменты получил, и «Градский Холл» именно из рук мэра и Ресина, с которым был хорошо знаком.

Отец и дочь. Фото Руслана Рощупкина
Отец и дочь. Фото Руслана Рощупкина

Они дружили?

– Ну нет, конечно. Однако в мэрии были люди, которые ценили гений Градского.

А дружил он с Андреем Кнышевым, Леонидом Ярмольником, телевизионщиками многими.

-11
-12
-13
-14

С музыкантами – не особо. Чтобы не быть голословным, процитирую запись разговора, которую уже выкладывал к себя в соцсетях:

«Я считаю их всех дерьмом, но никогда не называю конкретно кого. Поэтому каждый из них думает, что я это думаю про другого. И это всех устраивает. При этом они же меня считают человеком не их круга. И не говорят обо мне даже тогда, когда я делаю им что-то серьёзное и хорошее. Агузарова в связи с началом карьеры вспоминает скорее Пугачеву, которая надела ей на концерте в «Олимпийском» идиотское голубое платье с белыми носками, в котором Жанна выглядела очень странно. Вот и Пугачеву я на работу принимал в «Веселые ребята» — распевал её, подыгрывая на пианино в гостинице у Илюши Резника...

Просто мы всегда мыслим мифологично. Русские всегда мифологичны. К сожалению, и к несчастью, это нам постоянно вредит в жизни. Сказали «там» «Моцарт!» – и глаза к небу возвели. Кто у нас лучший певец или певица всех времен и народов? Вот! И все! Создали миф. Человек уже лет 15 как не поёт, у него пердячий пар из горла выходит, а он все равно лучший!

Это знакомая система. Я говорю вам слово, а вы мне отвечаете символом. Я говорю: «Полонез». – Огинского. – И наоборот. Я вам говорю: «Огинский», а вы: «Полонез». То есть у нас в сознании система знаков и соответствий. Кто первая певица? – Пугачева.

Всё! Даже не Камбурова, которая всегда для меня была интереснее… Ну, &&&&ь, такой вот у нас смешной нейтралитет: я их не трогаю, они — меня».

Конец цитаты.

-15

Градский распевал Пугачёву?! Вот эта новость.

– Ну да, а вот вам ещё одна цитата из моей беседы с певцом, у которого было три октавы:

«Самая штука заключается потрясающая, знаешь, в чём? В том, что при этом при всём человек не поёт с 1986-го года. На связках у неё узлы. Она не может петь. У неё диапазон – одна октава. Всё. Она не может ничего спеть и записать… Это шампанское после концерта… неразумное отношение к своему аппарату вокальному».

-16
-17
-18

То есть Алла Борисовна переработала? Я думал, он пела под фонограмму.

– Нет, дело в другом: Саша утверждал, что выступал гораздо интенсивнее самопровозглашённой Примадонны, цитирую:

«Старик, у меня было примерно где-то 100 концертов в год во Дворце спорта. У неё – 10.

Вот все её съёмки, где она в окружении безумного количества людей, где ей все хлопают и всё такое, это в пяти или в шести местах.

Эти съёмки тиражируются, переписываются, меняются. У неё не было концертов во Дворце спорта. На первом или на втором концерте у неё наступал пипец голосу».

-19

ИЗ КОММЕНТОВ:

«В этом Градский прав. У Жанны Рождественской всегда был диаппзон в три октавы, на многоо выше , чем у Пугачевой. Это уже известно Всем , много было интервью со знаменитыми музыкантами певцами и все говорили... голос у Жанны намного сильней , но Пугачева её задвинула прошлась по ней катком, и кстати у Жанны до сих пор прекрасный голос».

«На мой взгляд и ухо Градский не сочинил ни одной песни, ставшей хитом. И не спел и пяти чужих песен, ставших хитами в его исполнении. "Жил был я", "Оглянись незнакомый прохожий", "Яростный стройотряд". Песни его иногда напоминают уже слышанные или не запоминаются совсем. Яркий пример - песни из кинофильма "Романс о влюбленных". Спел и забыли. Видимо, по жизни, сам не смог сочинить и не нашел для себя хорошей песни других композиторов. Жаль. Потому что пел интересно. Хорошо или нет, не знаю».

«Песни его иногда напоминают уже слышанные или не запоминаются совсем. Яркий пример - песни из кинофильма "Романс о влюбленных". Спел и забыли. Видимо, по жизни, сам не смог сочинить и не нашел для себя хорошей песни других композиторов. Жаль. Потому что пел интересно. Хорошо или нет, не знаю».

«Гений. Земляк с нашего Южного Урала. Он, Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов, Альберт Асадуллин, Николай Носков и ещё несколько мужских голосов той волны».

«Как же он хорошо сказал про Пугачеву: "пердячий звук"... И эта якобы певунья была символом "Женщина, которая поет"... И смешно, и стыдно за недалекость свою и многих из нас! А стыдно за то, что это "пердячество" растоптало талант многих уже на старте их творчества».

«Пугачёва сама на ТВ, не помню передачу, говорила, что если бы не Градский её, такой как она есть, не было бы. Градский надоумел её попробовать себя в стиле соул. И зашло, как говорится».