- Сашу Градского можно было интервьюировать многократно. Не человек шаблона он. Не персона заготовки. Не мастер выступать по лекалам. Об одном и том же артист каждый раз рассказывает чуть-чуть иначе. И эти нюансы дорогого стоят. Главное, не терять авторские интонации.
- АБГ был достаточно категоричен:
- Эти высказывания у меня в незапрещённом тогда ещё Фейсбуке саркастично прокомментировал мой товарищ, экс-главред "Коммерсанта" – Александр Перов:
Сашу Градского можно было интервьюировать многократно. Не человек шаблона он. Не персона заготовки. Не мастер выступать по лекалам. Об одном и том же артист каждый раз рассказывает чуть-чуть иначе. И эти нюансы дорогого стоят. Главное, не терять авторские интонации.
АБГ был достаточно категоричен:
— У нашего народа с мировой культурой особые взаимоотношения. В первые годы после Октября власть пыталась внедрять образцы высокой культуры в широкие массы, при этом волюнтаристски одни образцы признавались формалистическими, другие — истинными.
Лучшие образцы легкого жанра — Вертинский, Утёсов — были де-факто табуированы. Партийной элитой «назидалась» классика в чистом виде без какой-либо попытки осовременивания. Даже Шостакович и Прокофьев звучали в эфире в несоизмеримо малой пропорции по отношению к традиционной классике.
Весь народ вслед за Сталиным внимал классическим образцам по радио с утра до вечера, дома, конечно, плясали под «Гоп со смыком — это буду я», изданный Утесовым на «ребрах», но на официальном уровне не задавались вопросом, какая музыка хорошая. Было ясно, что это — Чайковский, Глинка, Бородин, Бетховен, Шуберт, Бах...
В Большой театр попасть на балет с Улановой — это счастье, в настоящий театр попасть — в Малый, МХАТ, в Вахтангова — это потрясающе, в зал филармонии — не пробиться.
Сейчас у нас критерии размыты, общественный вкус находится в процессе формирования; пока все это не перебродило, не переболело, приходится терпеть.
Наступило время этакого быстрого зарабатывания денег на обмане, и по-человечески понятны те люди, которые этим занимаются, потому что они живут сегодня, завтра их не будет, времени у них на то, чтобы заработать деньги и обеспечить свою семью, очень немного, 20 — 30 лет — это ничтожный срок, надо успеть нахапать, распространяя в сердцах и умах ужас этот, с утра до ночи звучащий по всем каналам телевидения.
Тот, кто это делает, наверное, не понимает, что таким образом он приближает свой конец: он мог бы еще иметь шанс зацепиться и начать делать качественную музыку, а то сплошной «кабак», очень неумная и некрасивая развлекуха с неизящными стихами.
Эти высказывания у меня в незапрещённом тогда ещё Фейсбуке саркастично прокомментировал мой товарищ, экс-главред "Коммерсанта" – Александр Перов:
Чёрт. Надо же. А я и не знал. Кучи довоенных и послевоенных грампластинок с Утёсовым у бабушки моей. Сборники винила с почти полными коллекциями записей его же и Вертинского, купленные моим старшим братом в 70-е... Их, наверно, фирма "Мелодия" леваком печатала и на Бегах из-под полы толкала. В общем, Александр Борисович куда-то загнул слегонца.
ИЗ КОММЕНТОВ:
«Саша Перов невнимательно читал. Градский ясно сказал: «…дома, конечно плясали под …. Но на официальном уровне не задавались вопросом, какая музыка хорошая…» Не скажу, как при Сталине, но в 50-е - 60-е годы по радио постоянно звучала классическая музыка, а вот ресторанный репертуар можно было услышать только в грамзаписи, либо в ресторане. Сейчас всё наоборот! ТВ и радио классическую музыку не транслируют вообще! (Кроме канала «Культура»)».
«Он в чём то прав. Надо что бы перебродило, я согласен. Не согласен я только с тем, а почему оно должно перебродить за счёт налогоплательщика? Почему они все!!! нынешние "законодатели мод" в культуре (в всех её проявлениях и в том числе и в кино) и СМИ бродят за госсчёт, да ещё всех недовольных их "видением" классики, взглядами на историю страны и пр. постановками, прочтениями называют быдлом не понимающих их "высоких" (в основном снизу, не достигающих пупка) устремлений? И почему государство идёт у них на поводу безропотно выделяя деньги на их брожения? Почему без господдержки их брожения никому и нафиг не нужны (может быть за редчайшим исключением)? Я имею в виду НАРОД, а не кучку "светлоликих" для которых чем хуже - тем лучше! Так может это части власть придержащих выгодно отуплять народ, вытаскивать на верх всё самое низменное? Ну а дельцы от такой "культуры" этим успешно и пользуются».
«Культура прогнулась под массового человека за последние лет 30 . Е нагнули. Выпрямить сложно, но можно лет за 10 -15. Нужны новые законы о идеологии, образовании. В человеке живёт Великая Тайна. Она позволяет человеку писать музыку Бетховена, Моцарта.. Она творится Шекспиром Толстым, Чеховым. На планете Земля эта Тайна жила и живёт. Но те, кто сегодня руководят народ ом и страной Россия должны найти баланс. В этом их долг и прямая обязанность. Иначе народ и страна погибнут. 'Машинист ' должен знать куда он ведёт состав».
«Даже лучшие представители богемы судят о народе, как правило, опираясь на знание своего окружения. Может богема и плясала под под «Гоп со смыком — это буду я»", но в окружении моих родителей в 50-х, 60-х годах подобное "искусство" не приживалось... Танцевали вальс, фокстрот, танго ... женщины в застолье пели "Уральская рябинушка" , "Вот кто-то с горочки спустился", "Каким ты был" и прочие хорошие песни с настоящей мелодией и душевными словами, а отнюдь не так называемый "шансон" ... Пластинок в доме были. Были пластинки и с исполнением классики. Мама с подругами любила ставить на патефон песни и арии в исполнении популярных теноров ...... Кто мои родители? Не богема и не парт-комсомол деятели. Мама - лаборант на производстве, папа - мастер на судоремонтном доке.... Ну а богема не была бы богемой, если бы не пинала умершего льва (Союз) после того, как променяла искусство на развлекательное шоу...».
«Куда - то нашего мэтра занесло маленько. Я - в то время бедная студентка могла и смотрела и Г.Уланову и М.Плисецкую, ходила практически во все театры, видела и Л.Орлову и В.Марецкую, и других корифеев того времени, конечно редко только потому что не хватало денег. В некоторые трудно было попасть, но всё же можно. А сейчас я никуда не могу попасть. Цены запредельные».
«Не понимала Вертинского, сколько не пыталась, голос далёкий от приятного, песни тоже. Лещенко ни мои родители, ни родителей подруг не держали, а отец мой был рабочим. тоже , что могло и кому нравится не знаю . И очень хорошо , что приучались люди к искусству , а не к дешевым песенкам с никаким содержанием.С 1918 г. по 1948 г .какие песни были написаны и 1991 по 2021 г. В праздничные дни выезжает ТВ на Советских песнях. Молодёжь приучили к ширпотребу , от слов и музыки отвлекают перьями или полуголыми телами».
«Всё правильно мэтр говорит! Шансон ВСЕГДА был вульгарен для советского человека, этакое пятничное пиво в пивнухе. Культуру ВСЕГДА насаждали силой, и это факт- наверх, очень тяжело тащить народ, вниз- моментально, только вожжи отпусти, что мы и видим сегодня! Как воспитать вкус к классической музыке, когда её НИКТО из большинства молодёжи и не слушает? Мы потеряли целую эпоху...».