Найти в Дзене

Александр Градский: «Весь народ вслед за Сталиным внимал классическим образцам по радио с утра до вечера»

— У нашего народа с мировой культурой особые взаимоотношения. В первые годы после Октября власть пыталась внедрять образцы высокой культуры в широкие массы, при этом волюнтаристски одни образцы признавались формалистическими, другие — истинными. Лучшие образцы легкого жанра — Вертинский, Утёсов — были де-факто табуированы. Партийной элитой «назидалась» классика в чистом виде без какой-либо попытки осовременивания. Даже Шостакович и Прокофьев звучали в эфире в несоизмеримо малой пропорции по отношению к традиционной классике. Весь народ вслед за Сталиным внимал классическим образцам по радио с утра до вечера, дома, конечно, плясали под «Гоп со смыком — это буду я», изданный Утесовым на «ребрах», но на официальном уровне не задавались вопросом, какая музыка хорошая. Было ясно, что это — Чайковский, Глинка, Бородин, Бетховен, Шуберт, Бах... В Большой театр попасть на балет с Улановой — это счастье, в настоящий театр попасть — в Малый, МХАТ, в Вахтангова — это потрясающе, в зал филармонии
Оглавление

Сашу Градского можно было интервьюировать многократно. Не человек шаблона он. Не персона заготовки. Не мастер выступать по лекалам. Об одном и том же артист каждый раз рассказывает чуть-чуть иначе. И эти нюансы дорогого стоят. Главное, не терять авторские интонации.

АБГ был достаточно категоричен:

— У нашего народа с мировой культурой особые взаимоотношения. В первые годы после Октября власть пыталась внедрять образцы высокой культуры в широкие массы, при этом волюнтаристски одни образцы признавались формалистическими, другие — истинными.

Фото Марины Леско
Фото Марины Леско

Лучшие образцы легкого жанра — Вертинский, Утёсов — были де-факто табуированы. Партийной элитой «назидалась» классика в чистом виде без какой-либо попытки осовременивания. Даже Шостакович и Прокофьев звучали в эфире в несоизмеримо малой пропорции по отношению к традиционной классике.

Фото автора
Фото автора

Весь народ вслед за Сталиным внимал классическим образцам по радио с утра до вечера, дома, конечно, плясали под «Гоп со смыком — это буду я», изданный Утесовым на «ребрах», но на официальном уровне не задавались вопросом, какая музыка хорошая. Было ясно, что это — Чайковский, Глинка, Бородин, Бетховен, Шуберт, Бах...

Фото автора
Фото автора

В Большой театр попасть на балет с Улановой — это счастье, в настоящий театр попасть — в Малый, МХАТ, в Вахтангова — это потрясающе, в зал филармонии — не пробиться.

-5

Сейчас у нас критерии размыты, общественный вкус находится в процессе формирования; пока все это не перебродило, не переболело, приходится терпеть.

Фото Антона Великжанина
Фото Антона Великжанина

Наступило время этакого быстрого зарабатывания денег на обмане, и по-человечески понятны те люди, которые этим занимаются, потому что они живут сегодня, завтра их не будет, времени у них на то, чтобы заработать деньги и обеспечить свою семью, очень немного, 20 — 30 лет — это ничтожный срок, надо успеть нахапать, распространяя в сердцах и умах ужас этот, с утра до ночи звучащий по всем каналам телевидения.

-7

Тот, кто это делает, наверное, не понимает, что таким образом он приближает свой конец: он мог бы еще иметь шанс зацепиться и начать делать качественную музыку, а то сплошной «кабак», очень неумная и некрасивая развлекуха с неизящными стихами.

Фото Антона Великжанина
Фото Антона Великжанина

Эти высказывания у меня в незапрещённом тогда ещё Фейсбуке саркастично прокомментировал мой товарищ, экс-главред "Коммерсанта" – Александр Перов:

Чёрт. Надо же. А я и не знал. Кучи довоенных и послевоенных грампластинок с Утёсовым у бабушки моей. Сборники винила с почти полными коллекциями записей его же и Вертинского, купленные моим старшим братом в 70-е... Их, наверно, фирма "Мелодия" леваком печатала и на Бегах из-под полы толкала. В общем, Александр Борисович куда-то загнул слегонца.

-9

ИЗ КОММЕНТОВ:

«Саша Перов невнимательно читал. Градский ясно сказал: «…дома, конечно плясали под …. Но на официальном уровне не задавались вопросом, какая музыка хорошая…» Не скажу, как при Сталине, но в 50-е - 60-е годы по радио постоянно звучала классическая музыка, а вот ресторанный репертуар можно было услышать только в грамзаписи, либо в ресторане. Сейчас всё наоборот! ТВ и радио классическую музыку не транслируют вообще! (Кроме канала «Культура»)».

Фото Михаила Королёва
Фото Михаила Королёва

«Он в чём то прав. Надо что бы перебродило, я согласен. Не согласен я только с тем, а почему оно должно перебродить за счёт налогоплательщика? Почему они все!!! нынешние "законодатели мод" в культуре (в всех её проявлениях и в том числе и в кино) и СМИ бродят за госсчёт, да ещё всех недовольных их "видением" классики, взглядами на историю страны и пр. постановками, прочтениями называют быдлом не понимающих их "высоких" (в основном снизу, не достигающих пупка) устремлений? И почему государство идёт у них на поводу безропотно выделяя деньги на их брожения? Почему без господдержки их брожения никому и нафиг не нужны (может быть за редчайшим исключением)? Я имею в виду НАРОД, а не кучку "светлоликих" для которых чем хуже - тем лучше! Так может это части власть придержащих выгодно отуплять народ, вытаскивать на верх всё самое низменное? Ну а дельцы от такой "культуры" этим успешно и пользуются».

-11

«Культура прогнулась под массового человека за последние лет 30 . Е нагнули. Выпрямить сложно, но можно лет за 10 -15. Нужны новые законы о идеологии, образовании. В человеке живёт Великая Тайна. Она позволяет человеку писать музыку Бетховена, Моцарта.. Она творится Шекспиром Толстым, Чеховым. На планете Земля эта Тайна жила и живёт. Но те, кто сегодня руководят народ ом и страной Россия должны найти баланс. В этом их долг и прямая обязанность. Иначе народ и страна погибнут. 'Машинист ' должен знать куда он ведёт состав».

-12

«Даже лучшие представители богемы судят о народе, как правило, опираясь на знание своего окружения. Может богема и плясала под под «Гоп со смыком — это буду я»", но в окружении моих родителей в 50-х, 60-х годах подобное "искусство" не приживалось... Танцевали вальс, фокстрот, танго ... женщины в застолье пели "Уральская рябинушка" , "Вот кто-то с горочки спустился", "Каким ты был" и прочие хорошие песни с настоящей мелодией и душевными словами, а отнюдь не так называемый "шансон" ... Пластинок в доме были. Были пластинки и с исполнением классики. Мама с подругами любила ставить на патефон песни и арии в исполнении популярных теноров ...... Кто мои родители? Не богема и не парт-комсомол деятели. Мама - лаборант на производстве, папа - мастер на судоремонтном доке.... Ну а богема не была бы богемой, если бы не пинала умершего льва (Союз) после того, как променяла искусство на развлекательное шоу...».

Фото Антона Великжанина
Фото Антона Великжанина

«Куда - то нашего мэтра занесло маленько. Я - в то время бедная студентка могла и смотрела и Г.Уланову и М.Плисецкую, ходила практически во все театры, видела и Л.Орлову и В.Марецкую, и других корифеев того времени, конечно редко только потому что не хватало денег. В некоторые трудно было попасть, но всё же можно. А сейчас я никуда не могу попасть. Цены запредельные».

Фото Владимира Веленгурина
Фото Владимира Веленгурина

«Не понимала Вертинского, сколько не пыталась, голос далёкий от приятного, песни тоже. Лещенко ни мои родители, ни родителей подруг не держали, а отец мой был рабочим. тоже , что могло и кому нравится не знаю . И очень хорошо , что приучались люди к искусству , а не к дешевым песенкам с никаким содержанием.С 1918 г. по 1948 г .какие песни были написаны и 1991 по 2021 г. В праздничные дни выезжает ТВ на Советских песнях. Молодёжь приучили к ширпотребу , от слов и музыки отвлекают перьями или полуголыми телами».

-15

«Всё правильно мэтр говорит! Шансон ВСЕГДА был вульгарен для советского человека, этакое пятничное пиво в пивнухе. Культуру ВСЕГДА насаждали силой, и это факт- наверх, очень тяжело тащить народ, вниз- моментально, только вожжи отпусти, что мы и видим сегодня! Как воспитать вкус к классической музыке, когда её НИКТО из большинства молодёжи и не слушает? Мы потеряли целую эпоху...».

-16