Найти в Дзене
Extreme Sound

Смычок, порвавший струны металла: история Apocalyptica от первого лица.

Оглавление

«Ларс так извинялся, что выбил нам место на главной сцене». Эйкка Топпинен из Apocalyptica — о обкуренных звукорежиссерах, работе с Metallica и о том, как его группа перевернула и метал, и классическую музыку.

Выросший в одном из худших пригородов Финляндии, Эйкка Топпинен основал группу Apocalyptica и навсегда изменил мир музыки. С 1993 года, когда идея играть песни Metallica на виолончелях казалась лишь забавной диковинкой, группа добилась невообразимого успеха, выпустила девять альбомов и поработала с Sabaton, Amon Amarth, Кори Тейлором и многими другими.

Эйкка Топпинен (настоящее имя — Эйно Матти Топпинен) — финский виолончелист и композитор, лидер группы Apocalyptica, которую создал в 1993 году. 
Родился 5 августа 1975 года в Вантаа, Финляндия. Учился в Музыкальной академии им. Яна Сибелиуса на протяжении двух лет, но не окончил её, так как стал слишком занят работой над Apocalyptica.
Эйкка Топпинен (настоящее имя — Эйно Матти Топпинен) — финский виолончелист и композитор, лидер группы Apocalyptica, которую создал в 1993 году. Родился 5 августа 1975 года в Вантаа, Финляндия. Учился в Музыкальной академии им. Яна Сибелиуса на протяжении двух лет, но не окончил её, так как стал слишком занят работой над Apocalyptica.

ЗНАНИЕ — ПОЛДЕЛА

Это безумие, если просто записать на бумаге: пятое выступление после выхода нашего первого альбома, и мы уже на разогреве у Metallica! Это казалось чем-то нереальным. Но, думаю, мы всегда твердо верили в свой профессионализм как виолончелистов. Мы уже были закаленными музыкантами и исполнителями, пусть и в другом, классическом контексте. Это давало нам опору и уверенность. Правда, я не очень хорошо помню, каково было выходить на сцену — это, вероятно, говорит о том, что я чертовски нервничал!

ИЛИ ПОСВЯТИ СЕБЯ ЭТОМУ ЦЕЛИКОМ, ИЛИ СЛЕЗАЙ С ЛОШАДИ

В 15 лет я занимался верховой ездой. Мне так нравилось проводить время на конюшне, что я хотел поступить в специальную школу, чтобы стать инструктором. Вероятно, если бы не музыка, я бы пошел по этому пути. Но в свои 20, когда Apocalyptica становилась все популярнее, я начал разочаровываться. Мое развитие как наездника остановилось. Я ездил недостаточно часто, у меня не было денег на содержание лошади, и искра начала угасать. Я до сих пор люблю лошадей, но не садился в седло уже очень, очень давно.

СТРЕМИТЕСЬ ВДОХНОВЛЯТЬ

Когда Metallica делала свой альбом S&M в 1999 году, они привезли нас на концерт в Сан-Франциско. Они очень хотели, чтобы мы там были, потому что именно наша работа (альбом Plays Metallica By Four Cellos) подтолкнула их к решению сделать что-то с оркестром. Насколько я понял, дирижер Майкл Кэймен долго пытался убедить их, но они сомневались. А потом они услышали наши виолончельные версии и сказали: «Окей, давайте сделаем это!»

БУДЬТЕ СОБОЙ

Я вижу, что влияние Apocalyptica было огромным. Многие группы начали думать: «Было бы круто добавить сюда живые струнные». Мы и сами много где записывались, особенно в 90-е, для разных групп, которые хотели получить «саунд Apocalyptica». Но что еще важнее, многие классические музыканты позволили себе играть то, что они хотят, выходить за рамки традиций. Думаю, в этой области наше влияние было даже больше.

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ДРУГИХ

Нам всем нужна поддержка, особенно когда мы чувствуем, что не вписываемся в общество или какую-то группу. Это работает во многих сферах жизни. Если ты чувствуешь себя другим, это может привести к депрессии. Но если ты получаешь правильную поддержку и вдохновение, твоя непохожесть превращается в твою силу. Люди так устроены: мы почему-то пытаемся принизить тех, кто отличается.

ГОРДИТЕСЬ ТЕМ, ЧТО ВЫДЕЛЯЕТЕСЬ

Я вырос в пригороде, который считался одним из худших в стране. Там куча социальных проблем: алкоголизм, наркомания, насилие. Когда я попал в более классическую среду, это стало частью меня. Я чувствовал себя там бунтарем, и мне это нравилось, это было частью моей идентичности: «Эй вы, "золотая молодежь", а я пришел из места, где жизнь настоящая!» На конюшне я был единственным парнем среди девчонок. Я нигде полностью не вписывался, и это стало частью меня — смесь одинокого волка и бунтаря. Я всегда чувствовал, что я другой, и почему-то это было моей силой.

-3

МЕТАЛЛИСТЫ — ЛУЧШИЕ ЛЮДИ

Были времена, когда я хотел принадлежать к чему-то большему — это естественный человеческий инстинкт. А потом у нас был первый концерт перед метал-публикой, я начал тусоваться с металлистами, вроде парней из HIM, и понял, какое огромное принятие инаковости есть в метал-сцене. Это то, что я больше всего люблю в мировом метал-сообществе: оно приветствует всех изгоев, каждому позволено быть собой. Даже четырем классическим виолончелистам, играющим Metallica!

-4

ПРИМИТЕ ВСЁ СТРАННОЕ И НЕОБЫЧНОЕ

Наша первая метал-аудитория состояла из 1100 человек. Мы были частью какого-то аншлагового метал-фестиваля. Перед выходом на сцену мы думали, что нас, скорее всего, закидают бутылками. Но люди, черт возьми, были в восторге! Они сходили с ума, стейдждайвили. Это было так круто. Приезжаешь на любой метал-фестиваль — люди мирные, добрые, в этом сообществе существуют все лучшие человеческие качества. Я обожаю это.

-5

ПЛАНЫ МЕНЯЮТСЯ…

Мы были на фестивале Download, когда Metallica выпустила St. Anger [в 2003 году]. По расписанию у нас был часовой сет в шатре, но секретный план был в том, что на самом деле в наш слот с внезапным концертом выйдет Metallica. Идея была такая: мы начинаем играть Fight Fire With Fire, во время песни на сцену выходит Metallica, мы доигрываем ее вместе, а потом уходим. Но за день до шоу они решили, что это будет их первый концерт с Робом Трухильо, и они должны выйти мощно, как группа из четырех человек. Ларс Ульрих так извинялся, что планы поменялись, что выбил нам место на главной сцене.

-6

…НО УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВАШ ЗВУКАЧ НЕ ПОД КАЙФОМ!

У нас с собой не было ни техников, ни команды — вообще никого. А парень, который должен был помочь мне подключить ушные мониторы, был настолько под кайфом, что ни черта не мог сделать. Я никогда раньше не подключал это оборудование, пытался понять, какой кабель куда вставлять, и все это под давлением от выступления на главной сцене. Кое-как я умудрился настроить звук, и мы выбежали на сцену. Но через 10-15 минут игры мы уже ничего не слышали, не понимали, что делаем, просто бегали, трясли головами и думали: «Это чертовски ужасно!» К счастью, помимо этого, у нас были и отличные концерты в Донингтоне!

-7

ОСТАВЛЯЙТЕ ЭГО ЗА ДВЕРЬЮ

Каждый опыт сотрудничества уникален, но нам повезло работать только с замечательными людьми. Это мое главное правило в жизни: я не люблю работать с засранцами. Неважно, насколько они хороши, мне все равно. Хотя иногда я рискую! В музыкальном плане магия сотрудничества в том, что нужно оставлять свое эго за дверью, иначе ничего не получится. Парни из Sepultura были супер-крутыми. Все эти люди высшего класса, настоящие звезды, обычно очень приятные и простые. А вот есть категория «подражателей», которые уже довольно известны, но хотят стать еще больше — вот в этой категории и можно встретить засранцев.

-8

ИНОГДА ПРИЯТНО НЕ ВСЁ КОНТРОЛИРОВАТЬ

Когда я пишу саундтреки, я лишь малая часть чего-то большего. Я — компонент. Режиссеры, продюсеры и монтажеры решают, что подходит. В группе мы контролируем весь процесс от начала до конца, но в кино ты просто делаешь свою работу, а потом кто-то другой ее режет и монтирует. Мне это даже нравится, потому что с юности на мне всегда было много ответственности. Я по натуре люблю во все вникать, но иногда приятно просто сделать свою часть, и этого достаточно.

БЫТЬ В ГРУППЕ — ЭТО АБСУРД

Это самые сложные отношения, которые только могут быть. Это братство, но в то же время это как брак без секса! Вы живете вместе в одном автобусе. Вы путешествуете со своими коллегами. Потом вы взрослеете, у каждого своя жизнь. Мы все развиваемся в разном темпе, меняемся со временем, поэтому приходится постоянно искать новые способы общения, сохранять уважение и ценить выбор каждого.

ЛЮБОВЬ — ЭТО ВСЁ

В нашей группе было много-много трудных времен. Думаю, самым тяжелым был 2001 год, во время тура в поддержку альбома Cult, когда я фактически уволил самого себя из группы. В итоге я уволил другого виолончелиста, но на какое-то время мы распались. Иногда бывает слишком тяжело совмещать работу с семьей, проводя по 200 дней в году в туре. Очень легко потерять смысл и спросить себя: «Какого черта я здесь делаю?» На нашем пути было много конфликтов, но и великих моментов тоже. Но главное — это то, что мы очень любим друг друга.