«Ларс так извинялся, что выбил нам место на главной сцене». Эйкка Топпинен из Apocalyptica — о обкуренных звукорежиссерах, работе с Metallica и о том, как его группа перевернула и метал, и классическую музыку.
Выросший в одном из худших пригородов Финляндии, Эйкка Топпинен основал группу Apocalyptica и навсегда изменил мир музыки. С 1993 года, когда идея играть песни Metallica на виолончелях казалась лишь забавной диковинкой, группа добилась невообразимого успеха, выпустила девять альбомов и поработала с Sabaton, Amon Amarth, Кори Тейлором и многими другими.
ЗНАНИЕ — ПОЛДЕЛА
Это безумие, если просто записать на бумаге: пятое выступление после выхода нашего первого альбома, и мы уже на разогреве у Metallica! Это казалось чем-то нереальным. Но, думаю, мы всегда твердо верили в свой профессионализм как виолончелистов. Мы уже были закаленными музыкантами и исполнителями, пусть и в другом, классическом контексте. Это давало нам опору и уверенность. Правда, я не очень хорошо помню, каково было выходить на сцену — это, вероятно, говорит о том, что я чертовски нервничал!
ИЛИ ПОСВЯТИ СЕБЯ ЭТОМУ ЦЕЛИКОМ, ИЛИ СЛЕЗАЙ С ЛОШАДИ
В 15 лет я занимался верховой ездой. Мне так нравилось проводить время на конюшне, что я хотел поступить в специальную школу, чтобы стать инструктором. Вероятно, если бы не музыка, я бы пошел по этому пути. Но в свои 20, когда Apocalyptica становилась все популярнее, я начал разочаровываться. Мое развитие как наездника остановилось. Я ездил недостаточно часто, у меня не было денег на содержание лошади, и искра начала угасать. Я до сих пор люблю лошадей, но не садился в седло уже очень, очень давно.
СТРЕМИТЕСЬ ВДОХНОВЛЯТЬ
Когда Metallica делала свой альбом S&M в 1999 году, они привезли нас на концерт в Сан-Франциско. Они очень хотели, чтобы мы там были, потому что именно наша работа (альбом Plays Metallica By Four Cellos) подтолкнула их к решению сделать что-то с оркестром. Насколько я понял, дирижер Майкл Кэймен долго пытался убедить их, но они сомневались. А потом они услышали наши виолончельные версии и сказали: «Окей, давайте сделаем это!»
БУДЬТЕ СОБОЙ
Я вижу, что влияние Apocalyptica было огромным. Многие группы начали думать: «Было бы круто добавить сюда живые струнные». Мы и сами много где записывались, особенно в 90-е, для разных групп, которые хотели получить «саунд Apocalyptica». Но что еще важнее, многие классические музыканты позволили себе играть то, что они хотят, выходить за рамки традиций. Думаю, в этой области наше влияние было даже больше.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ДРУГИХ
Нам всем нужна поддержка, особенно когда мы чувствуем, что не вписываемся в общество или какую-то группу. Это работает во многих сферах жизни. Если ты чувствуешь себя другим, это может привести к депрессии. Но если ты получаешь правильную поддержку и вдохновение, твоя непохожесть превращается в твою силу. Люди так устроены: мы почему-то пытаемся принизить тех, кто отличается.
ГОРДИТЕСЬ ТЕМ, ЧТО ВЫДЕЛЯЕТЕСЬ
Я вырос в пригороде, который считался одним из худших в стране. Там куча социальных проблем: алкоголизм, наркомания, насилие. Когда я попал в более классическую среду, это стало частью меня. Я чувствовал себя там бунтарем, и мне это нравилось, это было частью моей идентичности: «Эй вы, "золотая молодежь", а я пришел из места, где жизнь настоящая!» На конюшне я был единственным парнем среди девчонок. Я нигде полностью не вписывался, и это стало частью меня — смесь одинокого волка и бунтаря. Я всегда чувствовал, что я другой, и почему-то это было моей силой.
МЕТАЛЛИСТЫ — ЛУЧШИЕ ЛЮДИ
Были времена, когда я хотел принадлежать к чему-то большему — это естественный человеческий инстинкт. А потом у нас был первый концерт перед метал-публикой, я начал тусоваться с металлистами, вроде парней из HIM, и понял, какое огромное принятие инаковости есть в метал-сцене. Это то, что я больше всего люблю в мировом метал-сообществе: оно приветствует всех изгоев, каждому позволено быть собой. Даже четырем классическим виолончелистам, играющим Metallica!
ПРИМИТЕ ВСЁ СТРАННОЕ И НЕОБЫЧНОЕ
Наша первая метал-аудитория состояла из 1100 человек. Мы были частью какого-то аншлагового метал-фестиваля. Перед выходом на сцену мы думали, что нас, скорее всего, закидают бутылками. Но люди, черт возьми, были в восторге! Они сходили с ума, стейдждайвили. Это было так круто. Приезжаешь на любой метал-фестиваль — люди мирные, добрые, в этом сообществе существуют все лучшие человеческие качества. Я обожаю это.
ПЛАНЫ МЕНЯЮТСЯ…
Мы были на фестивале Download, когда Metallica выпустила St. Anger [в 2003 году]. По расписанию у нас был часовой сет в шатре, но секретный план был в том, что на самом деле в наш слот с внезапным концертом выйдет Metallica. Идея была такая: мы начинаем играть Fight Fire With Fire, во время песни на сцену выходит Metallica, мы доигрываем ее вместе, а потом уходим. Но за день до шоу они решили, что это будет их первый концерт с Робом Трухильо, и они должны выйти мощно, как группа из четырех человек. Ларс Ульрих так извинялся, что планы поменялись, что выбил нам место на главной сцене.
…НО УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВАШ ЗВУКАЧ НЕ ПОД КАЙФОМ!
У нас с собой не было ни техников, ни команды — вообще никого. А парень, который должен был помочь мне подключить ушные мониторы, был настолько под кайфом, что ни черта не мог сделать. Я никогда раньше не подключал это оборудование, пытался понять, какой кабель куда вставлять, и все это под давлением от выступления на главной сцене. Кое-как я умудрился настроить звук, и мы выбежали на сцену. Но через 10-15 минут игры мы уже ничего не слышали, не понимали, что делаем, просто бегали, трясли головами и думали: «Это чертовски ужасно!» К счастью, помимо этого, у нас были и отличные концерты в Донингтоне!
ОСТАВЛЯЙТЕ ЭГО ЗА ДВЕРЬЮ
Каждый опыт сотрудничества уникален, но нам повезло работать только с замечательными людьми. Это мое главное правило в жизни: я не люблю работать с засранцами. Неважно, насколько они хороши, мне все равно. Хотя иногда я рискую! В музыкальном плане магия сотрудничества в том, что нужно оставлять свое эго за дверью, иначе ничего не получится. Парни из Sepultura были супер-крутыми. Все эти люди высшего класса, настоящие звезды, обычно очень приятные и простые. А вот есть категория «подражателей», которые уже довольно известны, но хотят стать еще больше — вот в этой категории и можно встретить засранцев.
ИНОГДА ПРИЯТНО НЕ ВСЁ КОНТРОЛИРОВАТЬ
Когда я пишу саундтреки, я лишь малая часть чего-то большего. Я — компонент. Режиссеры, продюсеры и монтажеры решают, что подходит. В группе мы контролируем весь процесс от начала до конца, но в кино ты просто делаешь свою работу, а потом кто-то другой ее режет и монтирует. Мне это даже нравится, потому что с юности на мне всегда было много ответственности. Я по натуре люблю во все вникать, но иногда приятно просто сделать свою часть, и этого достаточно.
БЫТЬ В ГРУППЕ — ЭТО АБСУРД
Это самые сложные отношения, которые только могут быть. Это братство, но в то же время это как брак без секса! Вы живете вместе в одном автобусе. Вы путешествуете со своими коллегами. Потом вы взрослеете, у каждого своя жизнь. Мы все развиваемся в разном темпе, меняемся со временем, поэтому приходится постоянно искать новые способы общения, сохранять уважение и ценить выбор каждого.
ЛЮБОВЬ — ЭТО ВСЁ
В нашей группе было много-много трудных времен. Думаю, самым тяжелым был 2001 год, во время тура в поддержку альбома Cult, когда я фактически уволил самого себя из группы. В итоге я уволил другого виолончелиста, но на какое-то время мы распались. Иногда бывает слишком тяжело совмещать работу с семьей, проводя по 200 дней в году в туре. Очень легко потерять смысл и спросить себя: «Какого черта я здесь делаю?» На нашем пути было много конфликтов, но и великих моментов тоже. Но главное — это то, что мы очень любим друг друга.