Нашу жизнь невозможно представить без кино — художественных, развлекательных фильмов, документальных и научных. Даже совсем маленькие люди с удовольствием смотрят фильмы — мультипликационные.
Несмотря на то что сейчас для кинопроизводства используют в основном цифровые технологии — электронную съёмочную технику и компьютерную графику, — лучшие фильмы сняты всё же на плёнку, классическими кинокамерами, устройство которых мы уже разбирали.
Считается, что киноплёнка обеспечивает лучшее качество «картинки», наиболее точную цветопередачу и приятную текстуру. А в некоторых случаях фильмы снимают на плёнку, делают цифровой монтаж и переносят на ленту для кинопроката. В отличие от «цифры», плёнка — это материальный носитель, при правильном хранении чуть ли не вечный.
Но как фильмы показывают в кинотеатрах? Это возможно благодаря кинопроекции — передаче на экран увеличенного изображения быстро чередующихся кадров отдельных моментов движения или действия, снятых на плёнку киносъёмочным аппаратом. Иллюзия движущегося изображения происходит благодаря физиологическим особенностям нашего зрительного восприятия, в частности персистенции (инерции зрения). Слитность движения наступает при передаче уже 16–20 изображений в секунду. Стандартная частота кадров для киноплёнки в кинематографе, начиная с появления звукового кино, составляет 24 кадра в секунду.
Устройства для воспроизведения фильмов называют кинопроекторами.
Схема классического кинопроектора, предназначенного для воспроизведения киноплёнки, показана ниже.
Фильм находится в подающей бобине (13), плёнка проходит через зубчатый барабан (12) и уходит в фильмовый канал (10). Через второй зубчатый барабан (7) плёнка наматывается в принимающую бобину (6). Прерывистое движение плёнки со скоростью 24 кадра в секунду осуществляет грейферный скачковый механизм (8), обтюратор (4) в момент движения плёнки на следующий кадр перекрывает свет от осветителя. Осветитель состоит из самого источника света (2), отражателя (1) и линзы (3). Через объектив (9) увеличенное изображение попадает на экран.
Для показа фильмов в кинотеатре нужен очень надёжный и довольно большой аппарат. В 1950-е годы Государственный оптико-механический завод выпускал проекторы КПТ-1 выше человеческого роста и массой 300 килограммов. Никакого пластика, только металл! Один из таких аппаратов есть в коллекции Политехнического музея. Ещё больше на вид и столь же массивными были чехословацкие проекторы «Меоптон-4», которыми оснащался кинотеатр «Центральный» в Туле, в здании которого в будущем разместится филиал Политехнического музея.
В кинопроекционных помещениях стояло несколько таких аппаратов — постов. Фильмы записывали на бобины с лентой, каждая вмещала плёнку на 10–20 минут. Чтобы показать фильм, киномеханику нужно было сменить до 8 бобин, по меткам на ленте переключая проекцию аппаратов. Позже придумали тарелку с катушками и автоматизированное переключение катушек. Ещё позже стали применять бесперемоточные устройства — плэттеры, позволявшие демонстрировать весь фильм без смены постов одним проектором.
Разумеется, теперь на смену плёночным кинопроекторам пришли цифровые аппараты. Изображение в них не берётся с ленты, а формируется на матрицах. В современных профессиональных проекторах их три, по одной на каждый из основных цветов (красный, зелёный, синий). Принцип проецирования изображения на экран остаётся неизменным: это световой луч, проходящий через объектив (группу линз). То же и в домашних кинопроекторах, которые давно перестали быть экзотикой. Естественно, проекторы в кинотеатрах значительно превосходят бытовые по яркости, контрастности, разрешению, другим характеристикам. И конечно, по стоимости.
В Большой аудитории Политехнического музея в 1960–1970-е годы традиционно проводили кинолектории. Это были не просто кинопоказы, но и встречи с создателями фильмов, учёными и инженерами, которые комментировали научно-популярные фильмы и отвечали на интересующие вопросы. А детям показывали новые мультипликационные фильмы — например, студии «Союзмультфильм».
В 2011 году Политехнический музей придумал и провёл Фестиваль актуального научного кино.
И по-прежнему мы проводим кинопоказы — теперь в Политехническом лектории и в филиале музея в Великом Новгороде. Чтобы попасть на один из них, следите за нашими анонсами.
На вопрос ответила старший научный сотрудник Политехнического музея, член Союза кинематографистов России Татьяна Платонова.
Ждём ваших вопросов!
У вас тоже есть вопрос, связанный с устройством мира или человека? Задайте его в комментариях или пришлите на почту question@polytech.one.