Этот проект может стать одним из самых масштабных за последние десятилетия в Западном полушарии. В июне 2025 года спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам развития отношений с РФ Лауреано Факундо Ортега Мурильо рассказал на ПМЭФ в интервью «Известиям», что государство прорабатывает вопрос по созданию альтернативы Панамскому каналу и намерено пригласить для участия в проекте Россию и Китай.
Проект с историей
Идея строительства судоходного канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны через территорию Никарагуа, родилась еще во времена испанских конкистадоров. Вплоть до 1870-х прорабатывались различные проекты. Путь через Панаму был короче, но объем работ существенно превышал никарагуанский вариант, так как в последнем случае маршрут частично проходил бы по большому озеру и полноводным рекам. Но в итоге предпочтение отдали Панаме.
Правда, первая попытка оказалась неудачной. Проект, реализуемый французами, был брошен незавершенным. Подробнее о неудавшейся кампании европейцев можно прочитать в нашей статье 2020 года по ссылке в конце публикации.
Позднее проект был закончен уже американцами, которые давно мечтали о новом судоходном маршруте и вели соответствующие переговоры с центральноамериканскими странами еще в первой половине XIX в. Но тогда договориться не удалось.
В итоге, Панамский канал длиной 81,6 км официально открыли в 1920 году. В 2009-2016 гг. проводилась его модернизация. К тому времени США уже передали права на владение объектом Панаме — Вашингтон контролировал его вплоть до конца 1999-го. Сегодня канал приносит Панаме серьезный доход. В 2025-м американский президент Дональд Трамп заявлял, что Панамский канал якобы неофициально контролирует Китай, и в США прорабатывают различные варианты по ослаблению этого влияния.
Стоит отметить, что действующий маршрут сталкивается с рядом трудностей из-за обмеления канала. По этой причине с октября 2023-го по сентябрь 2024-го по нему прошло менее 10 тыс. судов, хотя за аналогичный период в 2022-2023 гг. — свыше 14 тыс. судов.
Новая попытка
Никарагуа приглашает Пекин и Москву к участию в масштабном проекте по созданию альтернативного судоходного пути. Примечательно, что аналогичные переговоры велись еще во времена СССР. А в 2014-м в Манагуа даже объявляли о старте кампании, но она закончилась по факту не успев начаться.
В прошлом году президент Даниэль Ортега представил китайским инвесторам предварительный проект Великого трансокеанского канала Никарагуа. Его протяженность должна составить 445 км. Он соединит Карибские море (порт Блуфилдс) с Тихим океаном (район города Коринто). Китайская CAMC уже подписала с Никарагуа соглашение о строительстве портового комплекса Блуфилдс. Вопрос участия в кампании обсуждается и с российской стороной.
В комментарии нашему каналу бывший Чрезвычайный и полномочный посол РФ в странах Латинской Америки (Эквадор, Уругвай, Парагвай, Аргентина) Ян Анастасьевич Бурляй рассказал, что Россия заинтересована в наращивании экономического потенциала Никарагуа. Последняя с советских времен остается одним из союзников Москвы и неизменно поддерживает российскую позицию по самым острым международным проблемам. Он подчеркнул, что главная задача в данном случае заключается в обеспечении надежного финансирования проекта. И пока трудностей в этом плане немало. Хотя все они решаемы.
По словам Яна Анастасьевича, эта инициатива имеет огромное значение как для центральноамериканских государств, так и для международных морских судоходных компаний. Ведь, несмотря на модернизацию, Панамский канал ограничен для прохождения крупнотоннажных судов. К тому же владеющее им государство постоянно поднимает тарифы.
Караханова Раиса Валидовна (научный сотрудник исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), специализирующаяся на Латинской Америке, рассказала «Строительному миру», что реализация этого проекта, безусловно, поднимет экономику Никарагуа на новый уровень и позволит решить целый ряд назревших в государстве проблем.
По словам эксперта, если канал будет построен, он существенно изменит расстановку сил в Южной Америке и повлияет на торговые связи в мире. Караханова отмечает, что Китай выступает одним из интересантов проекта, так как нефть и другие сырьевые товары из данного региона нужны экономике Поднебесной.
Что касается России, то, с одной стороны, участие в кампании может принести экономические и политические выгоды. С другой, существует и немало рисков. Некоторые эксперты и вовсе считают проект нерентабельным. К тому же у Москвы есть другие приоритеты. Вопрос лишь в том, в какой роли Россия может принять участие в этой масштабной стройке, которая, как кажется, стала на шаг ближе.