Найти в Дзене

Фовизм: как Матисс и «дикие» художники освободили цвет

Оглавление

Фовизм — одно из самых ярких и мимолётных направлений в истории искусства. Это не школа и не стиль в строгом смысле слова, а скорее — эмоциональный порыв, вспышка свободы, где главным становится не сюжет, а цвет. Художники-фовисты отвергли условности академизма и решили писать не так, как «правильно», а так, как чувствуется. Их картины — это взрыв чистых красок, упрощённых форм и максимальной выразительности. А началось всё с одного скандала.

Рауль Дюфи, «Лодки в Мартиге», 1908
Рауль Дюфи, «Лодки в Мартиге», 1908

Донателло среди диких зверей

В 1905 году в VII зале Осеннего салона в Париже выставили работы Анри Матисса, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Альбера Марке, Жоржа Руо и других художников. Их картины поражали яркостью красок, обобщёнными формами и мощными мазками. Рядом стояла статуэтка, стилизованная под Донателло.

Критик Луи Воксель, обозревая экспозицию, заметил: «Донателло среди диких» (Donatello chez les fauves). Фраза разлетелась по Парижу и уже на следующий день окрестила новое явление в искусстве — фовизм.

Художники не считали себя частью группы. У них не было общей программы или лидера. Многие случайно оказались в одном зале. Их объединила лишь страсть к свободному, экспрессивному цвету.

Кес ван Донген, «Женщина в большой шляпе» (Femme au grand chapeau) — фрагмент, 1906
Кес ван Донген, «Женщина в большой шляпе» (Femme au grand chapeau) — фрагмент, 1906

Освобождение цвета

Фовисты были не столько движением, сколько порывом. У них не было манифеста или единой теории. Но их объединяла страсть к цвету — свободному, яркому, не связанному с реальностью. Если импрессионисты писали, как свет касается предметов, то фовисты выражали, как цвет касается души.

Они сознательно упрощали формы, отказывались от светотени, не стремились к перспективе. Цвет стал главным героем картины. Объекты обводились контуром, словно в детской раскраске, чтобы не мешать чистым пятнам «звучать». Мотив был лишь поводом для цветового высказывания.

Анри Матисс, «Музыка» и «Танец», 1910
Анри Матисс, «Музыка» и «Танец», 1910

Признаки фовизма

Как узнать, что перед вами фовизм? Вот главные признаки:

  • Яркий, диссонансный цвет — фовисты писали чистыми, неразбавленными красками. Их сочетания могли казаться дикими: зелёный рядом с розовым, оранжевый рядом с фиолетовым. Часто краска наносилась прямо из тюбика, как у де Вламинка.
Анри Матисс, «Зелёная полоса» (La Raie Verte), 1905
Анри Матисс, «Зелёная полоса» (La Raie Verte), 1905
  • Простые сюжеты — натюрморты, пейзажи, сцены отдыха. Темы были традиционны, но главной становилась не тема, а цвет и эмоциональное впечатление.
Альфред Морер. Фовистский пейзаж в красных и синих тонах, 1908
Альфред Морер. Фовистский пейзаж в красных и синих тонах, 1908
  • Упрощённые формы — фовисты стремились к наивной выразительности, их персонажи и предметы напоминали детские рисунки.
Андре Дерен, «Деревья», 1906
Андре Дерен, «Деревья», 1906
  • Плоскость изображения — объёмы упразднялись. Всё изображалось как пятно цвета с чётким контуром, почти как витраж.
Альбер Марке, «Национальный праздник в Гавре», 1906 год
Альбер Марке, «Национальный праздник в Гавре», 1906 год
  • Тёмные обводки — любимый приём Матисса. Они подчёркивают декоративность и контраст цвета.
Анри Матисс, «Дама на террасе» (Dame sur une terrasse), 1906 или 1907
Анри Матисс, «Дама на террасе» (Dame sur une terrasse), 1906 или 1907
  • Искажение пространства — перспектива часто деформирована. Предметы и улицы будто наклоняются, как у Ван Гога.
Анри Матисс, «Красная комната» (La chambre rouge), 1908 год
Анри Матисс, «Красная комната» (La chambre rouge), 1908 год
  • Динамичные мазки — поверхность картины — поле действия. Энергия мазка важна не меньше, чем форма.
Эмиль Отон Фриз, «Замок Крузан, возвышающийся над рекой Крез», 1901
Эмиль Отон Фриз, «Замок Крузан, возвышающийся над рекой Крез», 1901

Главные фовисты

Анри Матисс — лицо фовизма, хотя сам не рвался в вожди. Его «Радость жизни» (1905–06) стала своего рода живописным манифестом фовизма — произведением, которое наглядно выразило главные идеи направления.

Анри Матисс, «Радость жизни» (Le Bonheur de vivre), 1905–1906
Анри Матисс, «Радость жизни» (Le Bonheur de vivre), 1905–1906

Сам Матисс говорил об этой работе как о важной вехе, в которой он «нашёл форму и цвет, нужные для выражения чувства». На огромном полотне — обнажённые фигуры, сливающиеся с пейзажем в едином хороводе цвета и движения. Это не описание реальности, а гимн свободе, телу, свету и удовольствию.

Морис де Вламинк — самый «дикий» из фовистов. Он говорил: «Я пытался выразить себя с помощью цвета, как другие делают это через слова или музыку». Его пейзажи — как взрыв эмоций.

Морис де Вламинк, «Река Сенна в Шату» (La Seine à Chatou), ок. 1906
Морис де Вламинк, «Река Сенна в Шату» (La Seine à Chatou), ок. 1906

Андре Дерен — более собранный и уравновешенный, но не менее яркий. Он экспериментировал с цветом, не теряя композиционной строгости.

Андре Дерен,  «Поворот Дороги, Эстак» (Le virage à l’Estaque), 1906
Андре Дерен, «Поворот Дороги, Эстак» (Le virage à l’Estaque), 1906

Жорж Брак — фовист ненадолго. Уже в 1908 году он вместе с Пикассо станет основателем кубизма. Но ранние работы Брака — это настоящая симфония цвета.

Жорж Брак, «Пейзаж близ Антверпена» (Paysage près d’Anvers), 1906
Жорж Брак, «Пейзаж близ Антверпена» (Paysage près d’Anvers), 1906

Почему фовизм угас

Фовизм существовал всего несколько лет. Уже к 1908 году художники пошли разными дорогами. Но влияние фовистов оказалось огромным. Они «отпустили цвет на волю» — и этим изменили современное искусство. Без фовизма не было бы экспрессионизма, абстракции, поп-арта. Они доказали, что картина может быть не окном в мир, а окном в чувства.

Фовизм — это яркая вспышка. На несколько лет художники словно отказались от рассудка и полностью доверились чувствам — позволяя цвету говорить за них, громко и без оглядки.