Найти тему

«Танец» Анри Матисса — гигантское полотно про радость жизни

Анри Матисс — художник, которого называют основателем фовизма. Хотя никакого художественного движения он не создавал и манифестов не публиковал. Тем не менее, в историю искусства он вошел именно как фовист. И «Танец» — одна из самых известных его работ.

Картина была создана для русского коллекционера Сергея Щукина. В 1909 году он посетил парижскую мастерскую Анри Матисса и заказал три декоративных панно для украшения парадной лестницы своего московского особняка. В итоге же получил Щукин только два холста — «Музыку» и «Танец».

И без скандала вся эта затея не обошлась. Когда Матисс представил работы публике, они были встречены шквалом критики. И дело не только в вульгарных цветах и примитивной прорисовке, но ещё и в обнаженности персонажей. Щукина даже назвали сумасшедшим собирателем мусора, и коллекционер отказался от заказа, однако потом передумал, написав художнику: «Сударь, в дороге я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».

Однако меценат все же попросил художника зарисовать анатомические подробности обнаженных фигур, чтобы не смущать своих гостей.

«Музыка» и «Танец» Анри Матисса
«Музыка» и «Танец» Анри Матисса

Именно «Танец» стал в итоге по-настоящему легендарным произведением. На огромном полотне — 260 х 391 см — Матисс сочетает всего три ярких цвета: синий — небо, зеленый — земля, оранжевый (или красный, или ярко-розовый, я видела разные варианты, а по репродукциям судить сложно) — люди. Художник сознательно сводит все образы к элементарным формам и упрощает колорит. На картине скорее люди-символы, чем конкретные люди. Главное — не сами персонажи, а их движения, позы, динамика. Им как будто тесно на холсте, за пределы которого они стремятся вырваться.

Есть несколько версий о том, что подсказало Матиссу сюжет для «Танца». Например, его могли вдохновить народные каталонские танцы, которые художник видел во время своей первой поездки в Коллиур в 1905 году. По другой версии, художник мог вдохновиться греческой вазописью или балетными постановками «Русских сезонов» Дягилева.

-3

Кроме того, исследователи отмечали сходство в расположении танцующих фигур с акварелью Уильяма Блейка «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями» 1786 года.

Уильям Блейк. «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями», 1786
Уильям Блейк. «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями», 1786

А также отмечалось сходство «Танца» Матисса с фрагментом картины Лукаса Кранаха Старшего «Золотой век» 1530 года.

Лукас Кранах Старший. «Золотой век», 1530
Лукас Кранах Старший. «Золотой век», 1530

А вот, что сам художник писал про создание «Танца»:

«Я очень люблю танец. Танцы — это что-то необыкновенное: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем. Когда мне нужно было изобрести танец для московского панно, я просто отправился в «Мулен-де-ла-Галетт». Я смотрел на танцующих, наблюдал как танцуют фарандолу [хороводный танец]. Этот танец был очень веселым...
Вернувшись, я создал мой танец на полотне в четыре метра, напевая мотив, который услышал в «Мулен-де-ла-Галетт», так что вся композиция, все танцующие движутся в едином ритме»
Анри Матисс. «Танец», 1910
Анри Матисс. «Танец», 1910

В «Танце» Анри Матисса проглядывает что-то ритуальное, некая отсылка к архаичным культурам, дикость и первозданность, что не удивительно, если учесть интерес к примитивным культура, бытующий в то время. При этом колористическая и композиционная ритмичность передаёт ощущение эмоциональной свободы, упоение совместным движением. Люди практически парят в едином порыве.

«Я хочу, чтобы цвет на моих полотнах пел, не считаясь ни с какими правилами и запретами» — писал Анри Матисс

В этом, по сути, и заключается фовизм: он про раскованность, энергию и импульсивность, про гедонизм и радость, жизнеутверждающее начало. Фовисты использовали краски, как поэт слова, чтобы передать суть вещей, передать свои эмоции, а иногда и заразить ими зрителей.

А чувствуете ли вы страсть и энергию на полотне Матисса?