Сегодня хочу обсудить с вами важную новость, которая может существенно повлиять на нашу работу. Президент России поддержал идею сделать ЕГЭ по истории обязательным для поступающих на гуманитарные и социально-экономические специальности.
Почему возникла такая инициатива?
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов обратил внимание на тревожную тенденцию: половина выпускников выбирает обществознание для поступления на гуманитарные направления, при этом уровень их исторической подготовки оставляет желать лучшего.
Что говорят эксперты?
Ольга Котова, заместитель директора ФИПИ, отмечает, что более 40% участников ЕГЭ по истории показывают результат выше 60 баллов. Однако самыми сложными остаются задания:
- по истории культуры
- на установление причинно-следственных связей
- на сопоставление исторических процессов
Мнение практикующих педагогов
Ксения Букренева, кандидат исторических наук, подчеркивает важность системного исторического образования. По её словам, нынешние выпускники часто заучивают даты и термины, но не понимают контекста исторических процессов.
Статистика 2025 года
В этом году ЕГЭ по истории сдавали почти 83 тысячи человек. Средний балл составил 55,85. Примечательно, что увеличилось количество участников с результатами в диапазоне 61-80 баллов.
Разные точки зрения
Оксана Шамигулова, директор Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы:
"Безусловно, подготовка к экзамену и обязательная сдача предмета могут положительно влиять на качество освоения материала. В нынешней ситуации выпускники школ, поступающие на юридические и исторические направления подготовки, сдают и историю, и обществознание обязательно, эта часть будущих первокурсников уже охвачены обязательным ЕГЭ. Поэтому, может быть, целесообразно подумать об обязательной сдаче экзамена по истории всеми старшеклассниками. Но, учитывая важнейшую воспитательную, прежде всего мировоззренческую роль исторического образования, необходимо подумать: должен ли это быть формат именно единого госэкзамена? Есть опыт итогового сочинения по литературе, которое пишут все выпускники, и, если по нему не получен "зачет", школьник не допускается к сдаче ЕГЭ. Так можно сделать и с историей. Но, конечно, это необходимо обсуждать на различных уровнях, прежде всего, привлекая ученых в области измерения и оценки образовательных результатов, педагогов, в целом".
Елена Черненко, проректор Омского педуниверситета, считает, что знание истории — это фундамент для любого педагога. Это единый ментальный код, который объединяет учителей разных дисциплин.
Как вы относитесь к этой инициативе? Поделитесь в комментариях своим мнением! Возможно, у вас есть опыт подготовки учеников к ЕГЭ по истории.
Давайте вместе обсудим, как эти изменения могут повлиять на нашу работу и качество исторического образования в целом.