Найти в Дзене
Никита Непряхин

Как мы решаем, кому верить?

Оглавление

Учeные из Наньянского технологического университета (Сингапур) проанализировали 85 исследований (37 616 участников!) и выяснили, какие факторы влияют на наше восприятие достоверности информации.

Что изучали?

Авторы разбили факторы доверия на 4 категории:

  • источник (его авторитет, экспертность, количество упоминаний);
  • контент (качество аргументов, понятность, эмоциональность);
  • канал (соцсети, СМИ, печатные издания);
  • личные особенности (знание темы, вовлечённость, эмоции).

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.

Что обнаружили?

Самые важные факторы:

  • качество аргументов — логичные, доказательные сообщения кажутся правдоподобнее;
  • авторитет источника — если эксперт или медиа с репутацией, верим больше;
  • лёгкость восприятия — если текст читается легко, кажется более достоверным (даже если это не так!).

Что почти не влияет:

  • личные знания о теме — вопреки ожиданиям, осведомлённость не защищает от доверия к фейкам;
  • тип медиа (текст vs. видео) — разница минимальна.

Любопытные нюансы

  • В соцсетях лёгкость текста влияет на доверие сильнее, чем в интернет-СМИ и печатные СМИ.
  • Мужчины чаще полагаются на поверхностные признаки (например, беглость текста), женщины анализируют глубже.
  • Если тема медицинская, авторитет источника критически важен , а в политике — меньше.

В очередной раз приходим к тому, что критическое мышление важнее знаний, ведь даже эксперты могут попадаться на удочку хорошо поданной дезинформации.

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.