📌 3. Где начинается тело, там начинаются и границы
Иногда всё начинается даже не с поведения и не с мозга, а с тела.
Если у ребёнка плохо развита проприоцепция (ощущение своего тела, мышц, суставов), то он буквально не чувствует, где он заканчивается.
А если нет телесных границ — откуда взяться психологическим?
На практике это может выглядеть так:
* ребёнок не чувствует дистанцию, стоит слишком близко, «наваливается» на других,
* может ударить нечаянно, не рассчитав силу,
* не понимает, где «своё», а где «чужое».
С такими детьми хорошо работают телесные практики, игры на ориентацию в теле, движение, ощущение веса, сопротивления, баланса. Иногда стоит подключать эрготерапевта или нейропсихолога.
Но даже простая работа с телом в кабинете уже даст результат.
Потому что границы — всегда начинаются с ощущения себя.