Есть вещи, которые выдают новичка сразу. Вот, он резко тормозит перед лежачим, глотает воду залпом после длительного подъёма, на голове - фуллфейс, на байке у него подножка, а крылья, как у самолета. И вся эта сцена происходит в городе… И ты смотришь на это и думаешь: «Ох, а ведь у меня тоже такое было…» - смотришь и начинаешь непроизвольно улыбаться. Ну, или закатывать глаза!
Мы все проходили стадию, когда казалось: главное - накат и шлем в цвет перчаток. Но, опыт - штука капризная. Он приходит либо через боль, либо через ехидные взгляды старших товарищей. И поверьте, профессионалы видят всё. Особенно то, что хочется скрыть.
Вот 11 привычек, от которых у профи закатываются глаза настолько сильно, что делают оборот в 360 градусов.
1. Пить воду залпом после интенсивной покатушки
Пить - важно. Но, делать это неправильно - опасно. Резкое потребление большого объёма холодной воды во время и сразу после интенсивной нагрузки чревато сужением сосудов, что в свою очередь увеличивает нагрузку на сердце, которое и без того работает интенсивно. Некоторые полностью отказываются от потребления жидкости, что тоже так себе идея, ведь с потом организм теряет воду (и электролиты, но это уже другой разговор), а без нее становится труднее доставлять кислород к мышцам.
Отдельно хочу сказать про кофе. Крепкий кофе до или во время тренировки - штука занятная. По сути, некоторые употребляют его, как предтрен. Ведь, кофеин увеличивает частоту сердечных сокращений, расширяет сосуды и активирует симпатическую нервную систему. И в целом, кажется, все замечательно для результативности тренировки. Однако, тут я просто посоветую почитать про вред предтренов. Тема обширная и стоит отдельной статьи.
Совет: пейте воду небольшими глотками, каждые 10–15 минут в процессе тренировки. Температура - комнатная.
2. Подножка на спортивный байк
Подножка - привет из мира прогулочных «ашанов», подумают, наверно, многие. На спортивном байке она точно не нужна; она не просто лишняя, а противоречит его назначению. Современные шоссейники, карбоновые хардтейлы, гревелы, проектируются с точным расчётом веса, центра масс, и даже распределения вибраций по раме.
Любая лишняя масса, включая подножку, влияет на отклик байка.
Особенно смешно, что карбовел проектировали инженеры, уменьшая вес, на сколько это возможно, борясь за каждый грамм, а новичок ставит алю подногу на хомут.
Кстати, сейчас рамы некоторых МТБ, созданных для повседневного и около спортивного катания, проектируются с учётом установочных мест под подножку, но подходят подножки, разумеется, фирменные.
Если подножка крепится через нижнюю трубу - есть риск повредить лакокрасочное покрытие и даже карбон.
Совет: вместо установки стационарной подножки лучше использовать переносную складную стойку, особенно если часто приходится останавливаться в городе или делать фотоснимки с велосипедом. Вес +500 грамм на раме для некоторых является весомым. Или использовать резинку. Да, цепляя резинку на тормозной рычаг переднего клипера, у вас получается стояночный тормоз. Велосипед будет устойчивым, его можно прислонить к стене, опереть педалью в бордюр, а ещё можно взять палку и использовать ее как подножку, уперев в протектор колеса.
3. Кататься в обычной обуви на контактных педалях
Это один из самых травмоопасных ритуалов новичков. Контактные педали предполагают жёсткую фиксацию, которая при неправильной обуви может сыграть злую шутку: пятка проваливается, стопа смещается, момент выхода увеличивается и, вуаля, вы уже целуете асфальт. Более того, мягкая подошва не даёт нужной передачи усилия - и вся энергия уходит в «мягкость», а не в движение.
Да, есть гибридные педали, чтобы можно было и встегнуться или поехать, как на топталках.
Но, я сейчас рассказываю историю своего приятеля, который взял реально дорогой шоссер на вторичке. Контакты хозяин оставил, а обувь не продал.
В итоге, у моего друга бюджета на обувь не хватило, а катать охота, вот он и катал в кроссовках на контактных шипах.
Совет: начинайте с двухсторонних комбопедалей SPD, где с одной стороны - контакт, с другой - платформа. И сразу приобретите велообувь с жёсткой подошвой. Нога скажет «спасибо» уже через неделю.
4. Фуллфейс в городе
Фуллфейс хорош в даунхилле, эндуро и BMX-треках. Но в условиях города - безопасность смещается в сторону обзора. Такие шлемы существенно ограничивают широту обзора, особенно периферию. В плотном трафике или на пересечениях это может стать фатальной ошибкой.
Совет: для городской езды выбирайте открытые шлемы с сертификацией EN1078 или CPSC. Лёгкие, хорошо вентилируемые и совместимые с очками. Больше пользы и меньше пафоса.
5. Неправильное положение
- Неправильный хват и положение рук на руле
Большинство новичков инстинктивно кладут руки на руль, как на руль самоката - локти выпрямлены, запястья изогнуты, ладони вниз. Это создаёт точку перегруза в карпальном канале, провоцируя онемение пальцев, боль в кистях и даже воспаление сухожилий. Ещё одна ошибка - хват слишком близко к выносу или наоборот, у самых концов грипс.
Совет: держите руль без лишнего напряжения, угол сгиба в локтях 10 – 15 градусов. Запястья должны быть продолжением предплечья, без изгибов. На длинных маршрутах меняйте хват каждые 15 минут.
- Неправильная посадка
Слишком высоко поднятое седло приводит к «раскачиванию» таза и боли в пояснице. Слишком низкое - к перегрузке коленей. Седло, наклонённое вниз, уводит посадку в агрессивную, но неестественную для спины, особенно у новичков. Угол наклона корпуса должен соответствовать дисциплине.
Совет: правильная высота седла - когда педаль в нижнем положении, нога стоит пяткой на педали, нога в этом положении прямая, колено выпрямлено. Седло в горизонт, ставьте по уровню, наклон - не более 2–3 градусов. Ищите баланс.
6. Гревел-навязчивость
Гревел - удобен, но не везде. У него ограниченные возможности на жёстком бездорожье: узкие покрышки (обычно 35 –45 мм), высокая передача, отсутствует подвеска или есть вилка с небольшим запасом хода.
Да, он позволит новичку прокатиться по гравию и асфальту, но в серьёзном гряземесе новоиспеченный гревелист быстро сдуется - рукотряс, потому что нет навыка амортизации руками, тряска попы, усталость от седла, потому что нет навыка отрабатывать рельеф ногами.
В итоге, новички на грейдере быстро устают, изматываются и тащат гревел пешком.
МТБ-шники любят посмеяться над этой ситуацией, по-отцовски сказать: «Ну вот твоя универсальность» - отдельный вид удовольствия.
Совет: выбирайте велосипед под задачу. Если 80% маршрута - гравий и лес, берите хардтейл или МТВ. Если асфальт с редкими тропами - гревел. Не бывает идеального универсала. Когда байкер хвастается гревелом, а на первом каменистом маршруте едет самым последним, спросите его, почему?! Он утрет слезы и обязательно прочитает душераздирающий монолог о том, как у него отбиты руки и не только. Хотя, тут решает техника катания, есть те, кто на гревелах дают фору МТБ-шникам.
7. Спортбайк + обычная одежда + топталки
Если у вас новороченный шоссейник с отличной аэродинамикой, жёсткой рамой и лёгкими колесами, но вы катаетесь в джинсах и на топталках - одним закатыванием глаз со стороны опытных велосипедистов здесь не обойтись.
Одежда - это наш способ сказать Миру, кто мы. Уж взял карбобайк, так соответствуй!
Думаете, это не так?! Посмотрите комментарии под видео Макса Мореля. Ребята пишут, что он взял шикарный спортивный гревел, а катается в простых шортах, кофтах и, о, ужас, на топталках!
Одежда должна соответствовать назначению байка. Ну, и кроме прочего, одежда делает поездку комфортной! Хорошо подобранная экипировка значительно увеличит твою дистанцию.
В холодную дождливую погоду все же приятно выехать, надев анорак, который хорошо вентилируется, имеет удобные карманы, из которых не вываливается телефон, есть отделения для батончиков, а когда идёт дождь, он не промокает, при этом в нем и не потеешь.
Вело форма шоссейников хорошо выдерживает трение. Во время жёстких падений, ткань берет на себя часть энергии, спасая кожу от прямого контакта с асфальтом. При этом форма хорошо продувается, защищает от ожогов, немного улучшает аэродинамику.
Совет: либо вы идёте по пути «гибрид», и всё просто, либо уважаете дисциплину. Велоформа, в конце концов - не мода, а функционал.
8. Крылья на спортбайке… или их отсутствие на MTB
На шоссейнике широкие крылья не только мешают аэродинамике - они ещё и могут цепляться за обувь или раму. А вот отсутствие даже минимальных брызговиков на МТБ - это билет на фестиваль грязи в лицо и спину. Особенно на заднем колесе, которое забрасывает тебя сзади полностью.
Совет: используйте съёмные крылья, лёгкие и практичные. Ass Savers под седло или SKS для МТБ защитят на 80% и, к тому же, не испортят вид. Выбирайте крылья под стиль катания: мало грязи - мини-крыло; влагозащита - большие, съёмные.
9. Длинноходная вилка на обычном MTB
Чем больше ход вилки - тем выше байк, тем хуже управляемость, особенно на низких скоростях. Плюс, увеличивается рычаг нагрузки на рулевую трубу, особенно у алюминиевых рам.
Совет: для леса - 80 – 100 мм. Трейл - до 120 мм. Эндуро - от 140 мм. Ход вилки подбирается не методом «хочу», а методом «как правильно».
10. Топовые компоненты на старой раме
Крокодиловоды, без обид👋😃
Рама - это основа. Даже с карбоновой вилкой, дорогими манетками и тормозами, топовая сборка на раме с геометрией 90-х годов не даст нужной отдачи. Более того, старая сталь может иметь на себе усталостные моменты, то есть рама может треснуть в любой момент.
В случае замены, вы всё равно продаете часть комплектующих в виду несовместимости с новой актуальной рамой.
Совет: топ-компоненты раскрываются только на современной геометрии. Хотите апгрейд - начинайте с рамы, а не с глянца.
11. На трековой раме в прогулочном режиме
Трековая рама рассчитана на короткие взрывные нагрузки, высокая жёсткость, отсутствие креплений для аксессуаров. От чего орут в голос фиксеры - это от того, что новичок, приобретая трековую раму, ставит на нее фривил, и, да-да, передний тормоз.
Совет: трек - для трека. Для города есть фиксы, гревелы, шоссеры, на крайний случай - кастомы.
Возьмите на сдачу, да тот же ХВЗ, поставьте ему фривил и тормоз. Покатайтесь сезон с фиксерами, когда почувствуете уверенность, переходите на скиддинг, и раскатыватесь на трековой раме.
«Не мучайте зверушек и трековые велосипеды.»
Заключение
Все эти «велогрехи» - не приговор, а диагноз, который когда-то был у каждого. Просто кто-то переболел, а кто-то продолжает ввинчивать в советскую раму гидравлические тормоза Shimano XTR. Ну, потому что «сделай сам» - это же про свободу, а не про геометрию и логику, правда?
И ведь всегда найдётся тот, кто скажет: «А мне удобно, я так 200 км проехал - и ничего!»
Я думаю, что некоторые апгрейды - это не про езду, а про художественную инсталляцию на тему «что будет, если».
У меня уже была возможность разобрать особенно живописные «неверные решения» в отдельной статье.
И, кстати, меня мучает вопрос:
Фуллфейс в городе - это про безопасность, бунтарство, или потому что в душе «он» мотоциклист?