Какие песни подойдут начинающим? Как именно нужно работать с песнями? И почему это - самый прекрасный инструмент для изучения итальянского? Какие навыки можно играючи развивать с помощью музыки? Обо всем этом - в моей свежей статье для премиальных читателей.
Любой язык можно изучать через песни, однако итальянский для такой цели подходит особенно хорошо. Сложно найти еще более мелодичный и связанный с музыкой язык. Ведь Италия - колыбель музыкального искусства. Родина оперы, сонаты, симфонии, оратории, концерта и многих других жанров. Итальянская музыкальная культура восходит к античной. А наиболее известный фестиваль итальянской песни в Сан-Ремо открывает миру талантливых композиторов и исполнителей с 1950-го года.
Изучение иностранного языка само по себе увлекательное путешествие, а через песни делать это еще приятнее и эффективнее. Конечно, песенный метод - лишь прикладной. Он не может заменить стройную комплексную систему, но послужит отличным дополнительным способом, чтобы закрепить и улучшить результат. А я скажу больше: метод хорош еще и для того, чтобы влюбиться в итальянский окончательно и бесповоротно.
Почему изучение по песням эффективно:
✅ Тренировка навыка аудирования
Всегда говорю, что слушание - самый важный прием в изучении не только иностранных, но и родного языка. Как мы усваивали русский, когда были детьми? Сначала много слушали, потом начинали улавливать знакомые звукосочетания, слова, фразы. И только потом пробовали говорить самостоятельно, имитируя речь знакомых нам людей.
Наслушанность очень помогает преодолеть языковой барьер. Беглая речь итальянцев перестает пугать и казаться бессвязной. И самое главное - появляется желание заговорить самому.
✅ Быстро запоминаются готовые разговорные конструкции и даже сложные фразы
Итальянские песни не только мелодичны, но часто и лиричны. То есть полны выразительных художественных средств, интересных образов. А в современных песнях вы будете слышать актуальные разговорные конструкции.
Такой подход гораздо выигрышнее, чем осваивать лексику отдельными словами. Здесь вы будете запоминать сразу целые фразы.
И это запоминание будет ненавязчивым. Появится ощущение, будто вы запоминаете все непроизвольно. Просто повторяете слова из песни, и они начинают звучать в голове сами по себе.
✅ Погружение в культуру
Иностранный язык легче понять и освоить, если углубиться в культуру страны. Становятся близкими и обоснованными нюансы речи, да и изучать дальше становится интереснее.
Пошаговое руководство для песенного метода
1. Составьте для себя список простых классических песен
Постепенно сможете добавлять современные хиты по своему вкусу.
Ищите песни для уровня А1. По этой ссылке можно найти готовый алгоритм действий по 3 композициям: Итальянский по песням
Также можно искать вот эти песни на видеосервисах. Лучше выбирать с субтитрами. Список для изучающих от А1 до В1, автор списка (активная ссылка):
Baustelle ft. Valeria Golino: Piangi Roma (vocabolario)
Alex Britti: La vasca (futuro, vocabolario della musica)
Righeira: L’estate sta finendo (presente, passato prossimo)
Paolo Conte: Vieni via con me (preposizioni e presente indicativo)
Rita Pavone: La partita di pallone (riordinare il testo, vocabolario, stereotipi italiani)
DJ Matrix: La tipica ragazza italiana (aggettivi, descrizione fisica e del carattere)
Nada: Luna piena (presente indicativo)
Riccardo Cocciante: Io canto (futuro semplice)
Paolo Conte: Vieni via con me (preposizioni e presente indicativo)
Elisa: Eppure sentire (un senso di te) (preposizioni)
Giorgia: Il mio giorno migliore (preposizioni, pronomi e presente indicativo)
Jovanotti: Il più grande spettacolo dopo il big bang (pronomi, presente indicativo), La notte dei desideri (le azioni quotidiane; per i livelli B1/B2: comprensione da testo autentico, periodo ipotetico)
Luca Madonia: L’alieno con Carmen Consoli e Franco Battiato (preposizioni e sinonimi)
DJ Matrix: La tipica ragazza italiana (aggettivi, descrizione fisica e del carattere)
Mina: Tintarella di luna (verbi)
Simona Molinari feat. Peter Cincotti, In cerca di te
Anna Oxa: Quando nasce un amore (sinonimi, verbi, anche per livello B1)
Giuliano Palma & The Bluebeaters: Tutta mia la città
Gino Paoli: Sapore di sale (parole del corpo umano)
Righeira: L’estate sta finendo (presente, passato prossimo)
Vasco Rossi: E adesso che tocca a me (lessico), Ti prendo e ti porto via (presente indicativo, lessico)
Alan Sorrenti: Figli delle stelle (preposizioni, lessico), Non so che darei (pronomi, verbi)
Luigi Tenco: Mi sono innamorato di te (all’interno dell’attività didattica sull’amore)
Nina Zilli: L’uomo che amava le donne (presente e imperfetto)
Zucchero: Con le mani (presente indicativo e imperativo), Baila (Sexy Thing) (lessico)
Arisa: Malamoreno (lessico)
Claudio Cecchetto, Gioca jouer (articoli e preposizioni)
Subsonica e Antonella Ruggiero, Per un’ora d’amore (verbi)
Zero Assoluto, Per dimenticare (futuro e preposizioni)
Gatti di vicolo miracoli: Capito?! (lessico)
Malika Ayane: La prima cosa bella (presente indicativo), Ricomincio da qui (futuro)
Baustelle ft. Valeria Golino: Piangi Roma (vocabolario)
Samuele Bersani e Laura Pausini, Spaccacuore (verbi, pronomi, ortografia, anche per livello B1)
Loredana Berté: Il mare d’inverno (lessico)
Piero Ciampi, Il vino (comprensione e presente indicativo, anche per livelli B1)
2. Распечатайте текст первых трех песен, которые планируете изучать
Найти тексты можно на разных сайтах. Например, тут: https://lyrsense.com/it Очень большой выбор и сразу с переводом.
3. Познакомьтесь с текстом
На этом этапе не нужно заниматься переводом. Можно выписать не более 10 фраз, которые вам понравились и хочется заучить их особенно тщательно. Однако главная цель на начальном этапе работы с песней - это понять, не слишком ли сложен выбор. Ведь если незнакомо, например, 90%, то удовольствие будет трудно получить.
4. Слушайте песню и подпевайте
Положите текст перед собой и включите песню. Наслаждайтесь музыкой и старайтесь успеть взглядом по словам.
Включите второй раз, подпевайте в припеве и в рифмующихся окончаниях строк.
Включите третий раз и пробуйте пропевать целиком, имитируя произношение, речь, акценты исполнителя.
Повторите еще пару раз.
На этом этапе вы объединяете аудирование с говорением и чтением.
5. Выпишите запомнившиеся слова
А теперь по памяти запишите все, что успеете: отдельные слова, фразы, предложения - как получится.
Сверьтесь с текстом. Пропишите по строчке те слова и фразы, в которых сделали ошибку на письме.
На этом этапе вы объединяете чтение с навыком письменной речи, запоминаете базовые грамматические конструкции.
6. Включите песню для коронного исполнения
А теперь включайте и пойте так, словно вы и есть этот исполнитель. Или даже лучше. Текстом пока можно и нужно пользоваться - вы зрительно запоминаете слова и предложения.
7. Регулярно возвращайтесь к этой песне и добавляйте не больше одной новой в день
С каждым разом вы будете звучать все лучше. И однажды обнаружите, что не только знаете композицию наизусть, но и вспоминаете нужные фразы в разговорной речи.
8. Пополняйте свой репертуар
Формируйте плейлисты по уровням, пробуйте итальянские песни в разных жанрах. И скоро знакомые начнут расспрашивать, кто ваш преподаватель и на какие курсы вы ходите. Конечно, не стоит пренебрегать чтением книг на итальянском, а также выполнением грамматических упражнений. Но песенный способ поможет вам сильно ускориться в изучении языка и освоить его эффективнее.
Дополнительные приемы
Разумеется, я поделюсь и тем, как сделать изучение по песням еще более эффективным, полезным, увлекательным.
✅ Записывайте себя на диктофон или снимайте видео
Это поможет услышать со стороны свое произношение, сравнить с оригинальным звучанием, скорректировать ошибки в говорении, а впоследствии сопоставить со своим новым уровнем.
✅ Ведите словарик
Это может быть визуальный словарь (иллюстрации с подписями), схемы (особенно люблю mind maps) или классические списки слов, фраз. Можно вести тематический словарь: выделить на разные темы определенные страницы (например, глаголы действия, части тела, семья, еда, любовь, путешествия, прилагательные и т.д.). И постепенно вносить туда новые фразы из очередных изучаемых песен.
✅ Создавайте небольшие диалоги, пишите истории с новыми словами
Попробуйте составлять маленькие диалоги, используя выученные или новые конструкции. Можно писать размышления на итальянском или даже просто записывать максимально длинные предложения, которые сможете собрать.
✅ Используйте возможности чат-бота для создания индивидуальных заданий
Чат-бот по вашему запросу может составить диалог, историю, грамматические задания. Вот, например, какой вариант я получила по запросу "Составь диалог на основе фраз из простых итальянских песен. Уровень А1-А2":
Фразы из песен:
- Ciao (Привет)
- Come stai? (Как дела?)
- Bene, grazie (Хорошо, спасибо)
- E tu? (А ты?)
- Ti amo (Я тебя люблю) — в романтическом контексте
A: Ciao! Come stai?
B: Ciao! Bene, grazie. E tu?
A: Bene, grazie. Che fai oggi?
B: Passeggio nel parco. E tu?
A: Anche io. Mi piace questo posto.
B: Sì, è molto bello.
A: Ti amo questa città.
B: Anche io!
Можно составить запрос для чат-бота, используя конкретные фразы из той песни, которую вы разучиваете.
Пример грамматических заданий, которые может составить чат-бот на основе текста из песни
Я попросила бота составить грамматические задания разного формата на основе известной песни "Felicita". Вот что получилось:
Testo di riferimento (Текст для заданий):
Felicità è tenersi per mano,
andare lontano, la felicità.
È il tuo sguardo innocente in mezzo alla gente,
la felicità.
È un cuscino di piume,
l'acqua del fiume che passa e che va.
È una telefonata non aspettata,
la pioggia che scende, un bicchiere di vino
con un panino, la felicità.
Senti, nell'aria c'è già
la nostra canzone d'amore che va.
Come un pensiero che sa di felicità.
Типы грамматических заданий (уровень A1-A2)
Задание 1: Глагол "Essere" (быть)
Песня построена на глаголе "essere". Это упражнение поможет закрепить его самую частую форму è.
Istruzioni: Inserisci la forma corretta del verbo "essere". Вставьте нужную форму глагола: è или sono.
1. Felicità tenersi per mano.
2. Questi i miei amici.
3. La pioggia che scende felicità.
4. Le canzoni d'amore belle.
5. Il tuo sguardo innocente.
Задание 2: Артикли (Articoli determinativi e indeterminativi)
В тексте много примеров использования артиклей.
Istruzioni: Scegli l'articolo giusto (Выберите правильный артикль).
1. È cuscino di piume. (un / una / uno)
2. È acqua del fiume. (l' / il / la)
3. È telefonata non aspettata. (un / una / un')
4. È bicchiere di vino. (un / il / lo)
5. Senti canzone d'amore. (la / le / l')
Задание 3: Мужской или женский род? (Maschile o Femminile?)
Упражнение на определение рода существительных из песни.
Istruzioni: Indica se il nome è maschile (M) o femminile (F).
1. La mano
2. Il cuscino
3. L'acqua
4. La pioggia
5. Il vino
6. Il panino
7. La canzone
Задание 4: Простые предлоги (Preposizioni semplici)
Песня использует базовые предлоги, которые важно знать.
Istruzioni: Inserisci la preposizione corretta (вставьте подходящий предлог): di, a, per, con, in.
1. Tenersi mano.
2. Un cuscino piume.
3. Un bicchiere vino un panino.
4. Senti, aria c'è già la nostra canzone.
5. Una canzone d'amore te (для тебя).
Задание 5: Согласование прилагательных (L'accordo dell'aggettivo)
В песне есть отличный пример согласования прилагательного в женском роде.
Istruzioni: Scegli la forma corretta dell'aggettivo (Выберите правильную форму прилагательного).
1. Una telefonata non (aspettato / aspettata).
2. Il tuo sguardo (innocente / innocenti).
3. Un bicchiere (pieno / piena).
4. La nostra canzone (bello / bella).
5. Un panino (buono / buona).
Задание 6: Составьте предложения из слов
Проверка на знание правильного порядка слов в предложении.
Istruzioni: Metti le parole in ordine per formare una frase corretta. Расставьте слова в правильном порядке.
1. è / felicità / mano / per / tenersi.
->
2. un / vino / con / panino / un / di / bicchiere.
->
3. c'è / canzone / già / nostra / la.
***
Желаю вам изучать итальянский язык с удовольствием и радостью! Благодарю за премиальную подписку и до новых встреч! Чаще видеться со мной можно в творческом блоге ВК.
И статьи по теме: