Как и подобает основанному русскими городу, Харбин очень речной. Это ясно уже по тому, как часто упоминается в любом рассказе о нём Сунгари, она же Сунхуа, а совсем уж для своих прото Сунжа. Крупнейший приток Амура, полноводностью (2470 м³/с) она где-то между Иртышом и Рейном, а свои 1997 километров течёт от знаменитого вулкана Пэктусан на корейской границе до Бэйдахуана (Великой Северной пустоши) напротив Еврейской АО. Маньчжурам она создала плодородные прерии, а русским строителям Китайско-Восточной железной дороги - главную преграду и главный путь снабжения, словом - логичное место для большого города.
Хотя нынешняя Пристань (Даоли) в Харбине - это крупный (где-то 2 на 2 километра) и респектабельный район, отделённый изгибом КВЖД от Фуцздяня и Нового города (Наньгана), всё же название своё он когда-то оправдывал. Чиновники в 1898 году хотели было ставить Харбин в стороне от реки, где не топят паводки и удобно отбиваться от хунхузов, но теперешний Старый город - глухая окраина, а центр ещё в 1903 году переместился к станции Сунгари, переименованной тогда же в станцию Харбин.
По факту место для города выбрал не путейский инженер Адам Шидловский, а безвестные торговцы, которым 8 километров пути грозили большими убытками, чем паводок или хунхуз. Архитектурные красоты Пристани обрываются за 2-3 квартала от берега - дальше (где теперь новостройки) лежала промзона у станции Харбин-Пристань:
А вдоль кромки берега тянулся целый лес тонких мачт:
С севера, против течения, сюда подходили русские пароходы и (позже) теплоходы, везя пассажиров, грузы, подкрепления в боях. С юга плыли экзотические сунгарийские джонки с необычайно низкими бортами и широким плоским дном: только для них был преодолим участок выше Гирина со множеством подводных камней и порогов, главный из которых многозначительно именовался Страшный Старец. Джонки доходили до устья, пароходы - до Гирина, но Харбин был лучшим местом для их встреч.
Нынешние масштабы судоходства, конечно, уже не те, но широкое (800-1000м, и это только до островов) и ветреное русло Сунгари не назвать пустынным. Вот например умеющий причаливать к отлогим берегам катамаран JH, построенный в 1980-х годах в Цзямусы (это в низовьях) верфью "Сунляо":
А вот буксир-толкач "Дракон" местной постройки:
Но на месте торгового буйства - причалы и дебаркадеры прогулочных судов:
Которые и ползают туда-сюда на фоне центра и железнодорожных мостов. Вида самодельного, но судя по количеству - вполне серийные:
По своему назначению они не отличаются от кабинок канатной дороги, 70-метровые опоры которой торчат из речной воды. Проложенная ещё в 1997-м и капитально обновлённая в 2009-13 линия длиной 1156м ведёт на Солнечный остров, с русских времён остающийся в Харбине главной зоной отдыха.
Размер архипелага с парой сквозных проток можно оценить по силуэтом далёких зданий левого берега - со всеми островами и протоками ширина реки доходит до 4,5 километров. Мы на канатке не прокатились.
Ну а замок за рекой - это станция, вмещающая заодно отель, ресторан и ещё бог весть что. На "нашем" берегу - ещё один замок, и чуть побегав вокруг него, я тупо не нашёл ни кассу, ни место посадки:
Да и переходить Сунгари планировал по старому железнодорожному мосту КВЖД, который теперь пешеходный.
У одной из проток за рекой я приметил лодки-плоскодонки русской конструкции, совсем такие же, как на чёрно-белых фото из начала статьи.. С лодочниками в основном из бывших солдат Белой армии (которых постепенно вытеснили китайцы), они до постройки мостов были главным народным транспортом на реке. Но, как видите, кому-то нужны и ныне:
А вот сменявшие их на зиму сани "толкай-толкай", увы, давно забыты: