SMART — методика постановки целей, как личных, так и в бизнесе. Умная цель всегда отвечает следующим критериям:
🔸конкретная,
🔸актуальная,
🔸измеримая,
🔸достижимая,
🔸ограниченная по времени.
Простой пример. Хочу стать богатым и успешным предпринимателем — не SMART-цель. Хочу заработать первый миллиард и войти в список Forbes к 40 годам — SMART.
Но если 40 вам исполняется уже завтра, а на счетах по нулям — то цель не достижима, а значит, уже не SMART.
То есть эта методология помогает отделить пустые фантазии от целей, которых реально можно достичь, и конкретизировать их.
По SMART можно поставить практически любую цель, в том числе в процессах найма. Например, нанять руководителя отдела продаж. Эта цель...
🔹 Конкретная?
Да, потому что мы точно знаем, кого нанимать, у нас есть портрет кандидата.
🔹 Актуальная?
В это пункте отвечаем, что даст нам выполнение этой цели. Нанимаем РОПа, чтобы увеличить чистую выручу, делегировать управление отделом продаж и инвестировать освободившееся время в систематизацию бизнеса.
В этом же пункте прописываем риски из-за провала. И ставим связанные цели: внедрить CRM, нанять РОМа, создать системный отдел продаж, упаковать франшизу и т.п.
🔹 Измеримая?
Выбираем критерии, по которым будем оценивать эффективность РОПа.. Например, по выручке и рентабельности. В цифрах: 1,4 млн рублей выручки через 3 месяца. Если цель достигнута, значит, РОПа наняли верно.
🔹 Достижимая?
В этом пункте анализируем возможные препятствия и как их обойти. Например, у вас нет опыта найма такого специалиста и его адаптации. Это риск нанять не того. Значит, нанимающий менеджер должен пройти обучающий курс.
🔹 Ограниченная по времени?
Ставим себе сроки. Подготовить пакет документов: 3 дня. Поиск — 2 недели. Стажировка на позиции менеджера — месяц. Первый результат — через 3 месяца.
Удобный инструмент для анализа по SMART — это ментальная карта.
💬 А как бизнес-цели ставите вы?