В понедельник, в ночь с 13 на 14 апреля, налетевшая буря градом "разгромила" армию Эдуарда III в период его шестой и последней французской кампании. Этот день можно действительно можно назвать "черным понедельником" для Эдуарда III. Об этой ночи, а также событиях, произошедших до неё - в сегодняшней публикации.
Для шестой французской кампании Эдуарда III, начавшейся осенью 1359 года, была собрана самая крупная армия, с которой король когда-либо прибывал на континент. По некоторым оценкам в нее входило 15 тыс. воинов и несколько тысяч человек, которым предстояло заниматься обеспечением похода: лекарей, плотников и прочих ремесленников. Вместе с собой они везли многочисленные обозы, в которых было все необходимое, чтобы действовать на удалении от морского побережья, с которого обычно осуществлялось снабжение. Судя по всему, Эдуард, привыкший воевать налегке и обходить крепости, на этот раз планировал идти напролом.
Армия преследовала цели, соответствующие её силе: либо заставить дофина Карла, регента пленённого короля Иоанна, подписать Лондонский договор, что фактически означало бы капитуляцию, либо короноваться Эдуарду в Реймсе.
Разделившись на три колонны (одной командовал Генрих Ланкастер, второй
Эдуард Черный Принц, третьей - сам король), 28 октября 1359 г. англичане вышли из Кале и по трем заранее намеченным маршрутам двинулись к Реймсу. К Реймсу он прибыл 4 декабря 1359 года. Вероятно предполагая, что угроза городу, в котором производятся коронации, испугает дофина и вынудит прийти на выручку с деблокадой, английский король осадил Реймс. При этом, сам город штурмовать он не планировал. К несчастью Эдуарда обнаружилось, что Реймс подготовился к приходу неприятеля, запасся провизией и закрыл ворота. Разведывательный рейд Джона Гонта показал, что Париж не собирает войск для деблокады, поэтому Эдуард понял, что идея выманить французов в "чисто поле" не удалась и следует повысить ставки.
10 января 1360 г. его войска снялись из-под стен Реймса и отправились разорять Бургундию. Итогом похода на бургундию стало принуждение герцога Филиппа занять нейтральную позицию в споре между двумя монархами. Тем не менее Карл сохранял безразличие и не созывал войска для битвы. Заранее подготовленные крепости запирали ворота и сидели в осаде.
Между тем, в марте 1360 г. до Эдуарда доходят внезапные известия, что французы вовсе не так пассивны, как кажется: в Англии было совершено нападение на портовый город Уинчелси, и хотя французский десант сбросили в воду, но неприятный осадок в душе английских подданных это оставило. Сложившаяся обстановка вынуждает Эдуарда прибегнуть к последнему средству - пойти на Париж.
Под стенами столицы английская армия оказалась в самый разгар Великого Поста - 31 марта 1360 г. Как и другие города, Париж встретил неприятеля запертыми воротами. Герольды английского короля огласили официальный вызов на битву, так и не смогли выманить войска дофина к открытой схватке.
Наконец, 10 апреля из ворот вышла французская делегация, состоящая в основном из канонников, чтобы вести переговоры о заключении мира, которые ничем не закончились. В результате 12 апреля Эдуард III снял осаду из-под Парижа и отправился в путь к следующей городу - Шартр.
К городу английская армия добралась к 13 апреля 1360 г. Ворота традиционно были заперты, а гарнизон стоял начеку. Руководить защитой городя взялся аббат Андруэн де ла Рош. Эдуард III приказал разбить полевой лагерь под стенами и расположиться на ночлег. Казалось, ничего не предвещает беды, но внезапно погода резко ухудшилась — похолодало.
В ночь с 13 на 14 апреля на лагерь англичан обрушился мощный ураган. Молния, с которой начался шторм, унесла жизни нескольких солдат. Затем начался крупный град. Он пробивал ткань шатров и палаток и причинял боль тем, кто пытался укрыться под ними.
Начался сильный ливень, ветер срывал палатки и разбрасывал по лагерю крупные предметы. Лошади и люди погибали от града, в лагере началась паника. Испуганные животные топтали людей и убегали прочь. Даже Эдуард, который был многое повидал и был более хладнокровен, был охвачен страхом. Он упал на колени и стал молиться, прося пощады и обещая прекратить войну.
Ураган длился всего полчаса, но его последствия были разрушительными. По оценкам, потери (погибших от града и разбежавшихся) составили около тысячи человек и шести тысяч лошадей. Через две недели от ран скончался Ги де Бошан, сын Томаса де Бошана, графа Уорика. В книге «Безупречный король» Иен Мортимер пишет, что шторм нанёс англичанам больше потерь, чем французы в бою во время любой из предыдущих кампаний на континенте. Эти события позже стали известны как «Чёрный понедельник». Они оставили след в английской культуре, в том числе в пьесе Шекспира «Венецианский купец».
Эдуард III, будучи глубоко религиозным человеком, решил, что его постигло наказание за совершённые поступки. На следующий день после бури в английский лагерь прибыла французская делегация во главе с аббатом Андруэном де ла Рошем. По совету герцога Генри Ланкастера, Эдуард согласился на переговоры. Уполномоченным на их проведение был назначен всё тот же Ланкастер.
Результатом переговоров стал мир в Бретиньи, подписанный восьмого мая 1360 года. Он содержал более мягкие условия для французов, чем Лондонский договор, но при этом предполагал переход значительной части континентальных владений под власть английской короны. Договор, окончательно ратифицированный в октябре того же года, создавал иллюзию, что под двадцати тремя годами войны наконец-то подведён итог.