Были времена, когда мы, любители фольклорных ужасов, зачитывались хоррорами из штата Мэн (это я намекаю на Стивена Кинга). Да и российские авторы по большей части выбирали в качестве мест действия своих историй заморские земли. В топе была экзотика. Теперь же на пике популярности очутилась наша родная хтонь, что радует меня безмерно. Среди новинок в жанре ужасов и мистики в 2024 году моё внимание привлёк роман Екатерины Прониной «Соседи». С одной стороны, его описание напомнило мне атмосферу «Кладбища домашних животных» (моя подростковая любовь), а с другой — навеяло картины из собственного деревенского детства, когда мы — местная и приезжающая на лето к бабушкам и дедушкам детвора — с упоением рассказывали друг другу страшилки, сидя поздними вечерами у костра. Потому-то именно летом я и решила «нырнуть» в «Соседей», чтобы с удовольствием пощекотать себе нервишки.
Сюжет романа «Соседи» Екатерины Прониной
В конце декабря 1918 года, когда двадцатая рота Рабоче-Крестьянской Красной Армии под командованием Матве́я Крю́кова вошла в деревню Бла́говест Нижегородской губернии, преследуя отряд атамана Кошелева, та выглядела серо, убого и вполне обычно. Естественно, глядя на эту «пастораль», закоренелый атеист и рубака не мог предположить, с чем ему скоро придётся здесь столкнуться. Местные оказались адептами какого-то странного культа белоглазых, что, по их поверью, испокон веков обитали в лесу за рекой Черна́вой. Между ними существовал «договор»: белоглазые не трогали живых, порой пособляли, даруя богатый улов или указывая путь на поляну с обильной ягодой, даже могли по просьбе вернуть мёртвого с того света, если тот будет похоронен на лесном кладбище. Но взамен раз в несколько лет в качестве платы за мирное соседство белоглазые уводили в лес ребёнка. Брали только «ненужных»: в деревне всегда находились сироты, больные, убогие, лишние рты. Молодые бабы порой даже сами относили на опушку леса прижитых вне брака младенцев. С приходом красных селяне быстро смекнули, что надобно найти управу на новую власть. Однако Матвей Крюков не зря носил командирские погоны, а потому за пару недель успел достаточно разузнать о местных «правилах». И в нужный момент, рискуя жизнью, нашёл способ положить конец творившейся в Благовесте чертовщине. Думал, навсегда, а получилось, что лишь прервал на шестьдесят семь лет.
Как и подозревал тринадцатилетний Але́сь Сулавко́, менять школу — дело скверное. Но после смерти бабушки в марте 1985-го ему пришлось переехать в славный город Горький (Нижний Новгород), где мама жила с отчимом. Влиться в новый коллектив у мальчика не получилось, а под конец учебного года он и вовсе чуть не пополнил ряды классных изгоев. К счастью, начались каникулы, и Алесь в хвосте у мамы и отчима теперь уже отправился на дачу в Краснополье. Здесь же, как оказалось, застрял на всё лето и староста его 6 «Б» класса — Лёнька Те́рехов, чей отец решил затеять археологические раскопки на Поясе Лирниссы — священном месте племени именьковцев, которое располагалось за старой и практически опустевшей деревней. А что может лучше всего сдружить, чем совместное приключение? Но сперва в планы Алеся вмешался закадычный друг Лёньки и одноклассник — Да́ник Кама́лов, чьи гастроли с театральной труппой сорвала вредная училка музыки по прозвищу Шуба, и он, недолго думая, отправился в Краснополье. А потом подобие крестного хода устроили до сих пор тихие деревенские, потребовав у председателя садового товарищества немедленно остановить раскопки. Не вышло. И как только лопата одного из археологов ударила о твёрдый тёмный камень на Поясе Лирниссы, в Краснополье стали оживать «сказки», о которых болтали местные: «о чуди белоглазой, что ходит по домам и забирает младенцев; о твари, что живёт в реке, увидев которую можно стать уродом; о священном месте в лесу, откуда может вернуться мёртвый». Но о самой страшной сказке деревенские молчали до последнего... сказке о той, что несколько десятков лет томилась в заточении и жаждала мести. И именно в неё суждено было попасть Алесю, Лёньке и Данику.
Жанровая структура и особенности композиции романа «Соседи» Екатерины Прониной
Если в истории фигурирует кладбище, с которого могут возвращаться мертвецы, думаю, у подавляющей части любителей хоррора сразу же возникнет в голове параллель с романом Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». Я, естественно, не исключение. И, прочитав пролог «Соседей», думала, что роман Екатерины Прониной будет очень похож на знаменитый ужастик. Но нет. Собственно, наличие специфического кладбища — это всё, что их объединяет. Если уж и проводить параллель с творчеством Стивена Кинга в качестве некоего ориентира, то и сюжетом, и темпом, и атмосферой «Соседи» больше всего напоминают «Страну радости» — пасторальную ностальгическую историю о студенте Девине Джонсе, который устроился работать на лето в сельский парк аттракционов, где обитал призрак. Встретились они лишь в финале, а до того момента Девин Джонс, решая мелкие бытовые и рабочие моменты, переосмыслял свою жизнь и пытался найти своё место. Трое мальчишек из «Соседей» оказываются в похожей ситуации. Летние каникулы подарят им всего одну по-настоящему страшную ночь, которая заставит каждого заглянуть в глаза собственным страхам, вырвет из сердец оставшиеся крохи детской наивности и заставит повзрослеть. Случится она тоже только в финале.
В «Соседях» ужасы как жанр практически на всём протяжении истории присутствуют как бы на вторых ролях, окутывают сюжет мистической дымкой. Постепенно через кошмарные сны, пугающие предчувствия, случайные страшные находки, непонятные скрипы и шорохи НЕЧТО, обитающее в Благовесте / Краснополье, срывает покровы с душ его обитателей, прощупывает их суть, готовит к неизбежному.
Роль «зла» в романе играет чудь белоглазая. Согласно фольклористике — это древний мифический народ из финно-угорского эпоса, который Екатерина Пронина помимо особой лесной внешности, наделяет ещё и чертой, присущей фейри, — те забирают детей. Но уже с первой главы возникает вопрос: а кто на самом деле является в этой истории злом, если «соседи» забирают только тех, кто никому не нужен, причём не тайком, а исключительно с согласия взрослых? И чем больше погружаешься в детали судеб многочисленных героев (детей, их родителей и соседей), тем отчётливее понимаешь, что самое страшное событие, которое грядёт с наступлением ночи на Ивана Купалу, — это не приход в деревню чуди или мертвецов, по ком скучают их близкие, а очередной выбор живых.
Учитывая, что главными действующими лицами в романе являются трое подростков, жаждущих приключений, автор не просто вводит в историю мифических персонажей, но и придаёт ей некоторую сказочность на грани магического реализма. Например, события в прошлом (зимой 1918 года) чётко вызвали у меня ассоциацию с «Гензель и Гретель» братьев Гримм, а в настоящем (летом 1985 года) — напомнили японский мультфильм «Остров Забвения: Харука и волшебное зеркало» (2009).
Таким образом, исходя из особенностей жанровых компонентов, я бы обозначила «Соседей» Екатерины Прониной как уютный ужастик на основе фольклорных мотивов с сильной драматической составляющей.
Анализ содержания, персонажи, темы и смысл романа «Соседи» Екатерины Прониной
В начале истории автор уделяет большое внимание детальному знакомству с главными героями: тихоней Алесем Сулавко, активистом Лёнькой Тереховым и задирой Даником Камаловым. Ребята совершенно разные по характеру, но одинаково несчастные в своих семьях. По сути, они сироты при живых матерях, а Лёнька ещё и при живом отце-тиране, помешанном на собственных правилах, который умудрился превратить дом в своеобразный аналог тюрьмы. Они озлоблены чёрствостью близких, оглушены их равнодушием. И каждый справляется с царящей в сердце пустотой по-своему. Поодиночке мальчишки наверняка проиграли бы, став, в конце концов, подобием своих родителей: «озверели», «зачерствели» или просто спрятались в раковины безразличия ко всем, кто находится рядом. Кто-то раньше, кто-то позже. Но в их жизни случилось краснопольское лето, подарившее дружбу. Вот только проверкой на прочность для этой дружбы стала белоглазая чудь, жаждущая человеческого тепла.
Пытаясь разобраться в происходящих вокруг Краснополья странностях, Алесь, Лёнька и Даник понемногу знакомятся не только с соседями-дачниками, но и деревенскими. И скоро им становится непонятно, чего стоит бояться больше: мрачного хохочущего леса на другом берегу Чернавы или унылых, почерневших от времени домов, за которыми скрываются вереницы искалеченных судеб. Ведь у самого страшного зла всегда оказывалось в итоге человеческое лицо. Лицо самого близкого человека.
Мальчишки сами делают первый шаг на запретную территорию, позволив себе вмешаться в устоявшийся здесь ход вещей, а потому однажды им придётся взять на себя и ответственность за всё Краснополье. Их ждут боль и разочарование, страх и предательство, крушение надежд и жестокие потери. Ночь на Ивана Купалу заберёт многое, но и многое даст взамен: мудрость, смелость, веру и любовь, потому что одна из её граней — это умение отпускать. Самая короткая летняя ночь в году сделает их взрослыми, ведь только тогда, когда «думаешь не о себе, а о других, ты повзрослел». В этой фразе пятнадцатилетней Жени Миловой кроется смысл романа. Точнее, один из двух. Второй важный посыл — никогда не предавать себя. Этому Лёньку научит подлинный злодей истории, которого дождётся-таки заточённая в Поясе Лирниссы самая опасная чудь.
Рекомендации к чтению
Роман «Соседи» Екатерины Прониной оставил у меня приятное тревожное послевкусие страшной сказки, рассказанной ночью у костра. В ней удивительным образом сочетается атмосфера советского детства, уют дачного посёлка и мистический страх жителей деревни перед загадочным лесом, где обитают таинственные белоглазые существа. Неспешная история, позволяющая с головой окунуться в приятный омут ностальгии. Людям старшего поколения я советую её однозначно. Впрочем, и для современных подростков (можно от 14+) она будет не менее интересна и поучительна.
Оценка: 5/5