Фраза Александра Блока, что «модерн запутался в женских волосах», очень хорошо подходит к имени сегодняшней героини, чья женственность позволила воплотить образцы идеального по своей выразительности стиля Ар-деко в живописи. Именно она, Тамара де Лемпицка, является самой яркой представительницей портретной живописи течения Ар-Деко.
Детство и юность
Различные источники сообщают нам о месте и дате рождения Лемпицки по-разному. Наиболее часто упоминается дата 11 мая 1898 года, которая, тем не менее, представляется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами ее жизни.
Тамара Гурвик-Горска (её девичья фамилия) родилась на исходе XIX столетия в Варшаве в семье богатых польских дворян. Родителями ее были русский еврей Борис Гуревич-Гурский и Мальвина Деклер, полька, дочь банковского служащего из Варшавы. Спустя несколько лет после рождения будущей художницы ее отец исчез в неизвестном направлении и при невыясненных обстоятельствах.
Воспитанием девочки, ее брата Стасика и младшей сестры Андрианы занималась бабушка Клементина, которая привила любовь к музыке и прочила внучке будущее пианистки. Девочка всеми правдами и неправдами пробиралась в ее комнату, слушала игру на фортепьяно и мечтала о концертах, цветах, овациях и поклонниках. Возможно, она действительно стала бы пианисткой, но жизнь распорядилась иначе.
В 1907 году Тамара с бабушкой отправились в путешествие по Италии. Посещение музеев в Венеции, Флоренции и Риме пробудило в ней настоящую страсть к искусству. С этого путешествия – по крайней мере, так вспоминала потом художница – и началось ее увлечение живописью.
Тамара говорила, что их детство было счастливым. С раннего детства Тамара отличалась своенравностью. Она вспоминала, что когда ей было двенадцать лет, в ее жизни произошло важное событие. Мать Мальвина Деклер пригласила известную художницу в их богатый особняк в Варшаве — написать портрет Тамары. Непоседливой девчонке пришлось позировать три часа, застыв в неудобной позе.
«Впоследствии я так же мучила тех, кто мне позировал. Портрет, написанный художницей, мне не понравился, он получился…неопределенным… Изображение совсем не походило на меня. Я решила, что подобную работу смогу выполнить лучше. Я не знала техники живописи. Я никогда не писала картин, но это было неважно. Сестра была на 2 года младше меня. Я приобрела краски. И заставила сестру сидеть смирно. Я рисовала и рисовала до тех пор, пока не получился портрет. В нем было много недостатков, но на моем портрете сестра была гораздо больше похожа на себя, чем я на портрете, выполненной знаменитой художницей» - Тамара де Лемпицка.
Первые балы и замужество
В 1910 году воспитанием подрастающей Тамары, до этого находившейся почти всецело на руках бабушки, озаботилась мать. С этого времени девочка все больше времени проводит вместе с ней в Санкт-Петербурге.
Юный возраст не мешает ей появляться всюду, где интересно. Существует легенда, что однажды в компании старших товарищей Тамаре удалось проникнуть на бал-маскарад, устроенный ее дядей. Среди модно одетых, утонченных дам Тамара появилась в костюме крестьянской девушки, а рядом с ней на веревочке вышагивал живой гусь.
На том же балу, якобы, Тамара увидела своего будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого. Хотя он был юристом и происходил из семьи богатого землевладельца, он вел жизнь настоящего казановы и считался любимцем женщин.
Придумать более эффектного появления на балу, чтобы привлечь внимание красивого молодого человека, и нельзя было. Позже Тамара искренне признавалась, что посредничество дяди в ее замужестве было отнюдь не романтичным. Богатый банкир подошел к известному красавцу и сказал: “У меня есть племянница, которую я хочу выдать замуж. Если вы согласитесь, я готов дать приданое”. Тем не менее, молодые люди влюбились друг в друга и через некоторое время поженились. Бракосочетание состоялось в 1916 году в Петрограде, как с 1914 года называли Санкт–Петербург.
Жизнь в эмиграции
Первый год их совместной жизни прошел как в тумане. Россию терзала война, а в роскошной квартире Лемпицких не переводились гости, танцы, смех и, конечно же, шампанское. Весной 1917 года еще казалось, что так будет всегда. Самодержавие в России находилось на грани гибели, немцы наступали, революционное движение набирало силу. Принимая во внимание образ жизни супругов и реакционные взгляды Тадеуша, было неудивительно, что его арестовали.
Тамара храбро противостояла Русской Революции, чтобы освободить его, использовала свою красоту и добилась расположения нужных чиновников. Шведский консул подделал её документы и помог мужу выбраться из страны. Пара бежала в Париж с маленькой дочерью, где воссоединилась с семьёй Тамары, которая уже к этому времени находилась здесь в эмиграции. В столице Франции начинается история фантастической жизни Тамары де Лемпицки. Большинство эмигрантов, аристократок зарабатывали на жизнь, работая натурщицами, но Тамара посчитала, что её тело слишком соблазнительно и решила сама брать уроки живописи.
Но, несмотря на отсутствие нужды, первые годы жизни Лемпицки не были в Париже счастливыми. Она материально зависела от богатых родственников и отношения супругов постоянно ухудшались из-за многочисленных измен мужу, даже после рождение дочери Кизетты. Тадеуш отказался от работы в банке ее дяди. По словам Лемпицки, изжившие себя отношения с мужем и необходимость обрести финансовую и личную независимость заставили ее всерьез заняться живописью.
Первые шаги в живописи
К выполнению задуманного Лемпицка приступила немедленно. Тамара начала обучение сразу у двух известных художников: Мориса Дени и Андре Лота. Позднее Лемпицка признавалась, что у Дени переняла совсем немногое. В самом деле, трудно представить, что ярый католик Дени мог бы одобрить эротические тенденции, которые вскоре начали проявляться в живописи Тамары. Влияние на Лемпицку ее второго учителя Андре Лота было сильнее. Лот находился под влиянием кубизма. Он утверждал, что целью художника должно быть выражение равнозначности эмоционального и визуального ощущений, а не простое копирование натуры.
Творчество Лота стало для Лемпицки образцом, так как он соглашался с декоративной ролью живописи и пытался объединить элементы кубизма и разрушения привычной перспективы с классической традицией. Амбициозная, острая на язык и очень наблюдательная блондинка все уже для себя решила, и стало очевидно, что для становления ее как творческой личности, понадобился весьма небольшой период – максимум два-три года. В течение короткого времени она удачно продала свои первые картины и заработала свой первый миллион (франков). Ей тогда было всего двадцать восемь лет.