Всем привет. Ранее, и скорее всего, так и далее будет продолжаться, мы в своих статьях рассказываем о причинах выхода из строя двигателей, отдельных их частей и деталей и пытаемся установить причины произошедшего. Надеемся, что наши версии достаточно часто оказываются верными, а иногда наверно и не совсем - оценивать вам.
Но! Для чего все это?
Конечно, мы всем желаем, чтоб чаша сия нас минула, и эти знания, о восстановлении деталей или капитальном ремонте мотора, кому-то, кроме автомехаников, пригодились бы только для расширения кругозора, или явились поводом посоревноваться в остроумии и эрудиции в комментариях под нашими постами😊.
В современных реалиях «общества потребления» и одноразовых вещей, двигатели и автомобили, возможно, стоят немного особняком, а основная масса бытовой техники и окружающих нас предметов точно сделаны так, и стоимость их такова, что ремонт в случае поломки нецелесообразен по экономическим причинам. Что это за причины? Все просто. Сложите в один котел: стоимость необходимых запасных частей, расходных материалов, стоимость труда (снять, разобрать, отдефектовать, восстановить/отремонтировать, собрать, протестировать/настроить) еще при необходимости доставка в сервисный центр и обратно. И это даже не основное наверно. Сильнее будет заботить ГДЕ и КТО сможет эту поломку качественно «вылечить»? Также в качестве специй в этот котел полетят моральные переживания о том, что этот предмет подвел и сломался мать его не вовремя. Туда же, вторым эшелоном, неудобство жизни без предмета, ведь привыкли мы к определённому качеству жизни, с этим «устройством».
И вот когда мы все это пересчитаем в монету звонкую, то у многих вопрос о целесообразности ремонта и возникнет.
В пору обучения, был у нас в учебном заведении предмет, «ремонт дорожных машин» назывался. В рамках курса освещались как сугубо утилитарные вопросы, так и научно экономическое обоснование самой процедуры, нужности её и целесообразности в рамках предприятия, отрасли страны. И говорилось там что ДАЖЕ при стоимости ремонта 80-90-100% стоимости нового «предмета» (у нас речь шла о тракторах, автомобилях, двигателях в сборе и крупных агрегатах) ремонт все равно ВЫГОДЕН (в условиях плановой экономики). Так как организованы рабочие мета, рабочие, инженеры и другие специалисты трудоустроены. Учебные заведения обучают и выпускают новые кадры для ремонтных предприятий и НИИ. На основе накопленного опыта, проектируется новое оборудование, создаются технологии ремонта, разрабатываются новые материалы. И для этих нужд так же работают смежные предприятия со своими штатами рабочих и ИТР. На другой стороне вопроса – ресурсы. Для ремонта не требуется столь значительного потребления энергии, материалов и ресурсов как для производства. Вода, металл, электроэнергия, конечно, потребляются и на ремонтных предприятиях, но не в таких объёмах как при производстве. Примеры надеюсь не нужны- и так понятно. Но это на государственном уровне и при определённых экономических условиях.
А что у нас сейчас? Ремонтные предприятия в том виде, в каком они существовали – канули в лету. Многие заводы приватизированы, разграблены и разорены. Но это уровень отрасли и страны, а то, что в частных руках? Об этом чуть ниже.
На ремонтный завод человек со своим «Москвичом» «Жигулем» или «Волгой» не мог явиться и сказать: А сделайте-ка мне, любезный, капиталочку мотора! – человек этот был бы немедленно послан, да и вовсе через проходную его никто не пустил бы, потому, как ремонтный завод починял в ту пору какой-то ОДИН МОБИЛЬ ЦЕЛИКОМ, какой-то ОДИН МОТОР ЦЕЛИКОМ, но в количествах непомерных – иначе не выгодно.
Как было замечено выше, рабочие и инженеры на заводах работали в соответствии с технологическими картами, которые разрабатывались для определенной модели/марки автомобиля/агрегата смежным НИИ. Внесение изменений в процесс восстановления было невозможно, так как это сразу поменяло бы время технологической операции/ций (при том не важно, время уменьшится или увеличится), изменение времени одной процедуры, неизбежно сказалось бы на времени всей цепочки, что, естественно, было совершенно недопустимо.
В общем как-то так получалось у нас, что парк автомобилей рос, разнообразие марок и моделей росло, а это требовало развития технологических возможностей ремонтных предприятий, базы материально технического обеспечения запасными частями и материалами, требовались новые знания о широком парке машин, их устройстве, применяемости запасных частей и процедурах ремонта, сборки-разборки, настройки и диагностики и все это (по вышеназванным причинам) концентрировалось именно в частных руках. Так продолжалось длительное время и сейчас это отдельная отрасль. Нынешнему оснащению некоторых частных мастерских могли бы позавидовать те, советские, ремонтные предприятия. О таких станках, которые появились сейчас, даже мечтать не мог тогдашний рабочий, да и нужды в них не было.
Но вот, с недавних времен, и на этой улице начались непростые времена. Опять же, как говорилось ранее, роль сыграли одноразовые вещи и «общество потребления». Маркетинг диктует свое: покупай, покупай, по-ку-пай! И вот часть новых агрегатов уже стоит совсем недорого, и на столько, что ремонт становится нецелесообразным. Заменил и поехали! Правда не долго, но, ведь, и стоимость не высока. В моменте – выгодно, а в перспективе – поживем увидим.
Собственно, мы все это к чему? Хотим предложить вам проявить немного активности, и устроить тут, соцопрос на тему, «ремонт vs одноразовые вещи».
Давайте договоримся не берегу, никакой конкретики! Мы понимаем, что у каждого голосующего были случаи, когда ремонт был оправдан, а были такие, когда и нет, голосуем максимально обобщенно. Без привязки к автомобилю или бытовой технике - будь то стиральная машина или игрушка 18+, мотоцикл или гиро скутер.