Найти в Дзене

Моя Москва, часть 17: пешеходные улицы

Оглавление

Во многих крупных городах мира есть свои пешеходные улицы как рекреационные зоны. Обычно их располагают в центре города — там традиционно больше локаций и достопримечательностей. Москва не исключение, в 2012 г. был затеян целый проект по созданию таких пешеходных улиц по всему городу. Одна из них, созданная ещё в советские годы, стала нарицательной, но мне она не особо нравится. Поэтому расскажу о тех, где прохаживался чаще всего (за одним исключением), а также выскажусь о них, потому что не все они для меня оказались уютными. Вон, в Екатеринбурге я даже про улицу Вайнера говорить не стал — мне она совершенно не нравится, не то, что бульвар Культуры, да даже пешеходные улицы Академического будут круче улицы Вайнера! Но обо всём по порядку.

Улица (Старый) Арбат

Про эту улицу знают слишком многие, но мне она, например, нравится даже меньше Нового Арбата!…
Про эту улицу знают слишком многие, но мне она, например, нравится даже меньше Нового Арбата!…

Эта улица, возможно, самая известная из столичных, вплоть до того, что является нарицательной. И правда одна из старейших улиц Москвы — есть упоминаемые, датируемые XV веком. И долгое время это была то царско-стрелецкая (здесь располагались приказы и жили стрельцы), то аристократическая (после пожара 1736 г. улица была расширена), многие деятели искусства здесь либо жили (здесь есть дом-музей Пушкина, например), либо гостили, при Сталине улица стала правительственной трассой, так как являлась частью начала пути на "ближнюю дачу" в Кунцеве (это как раз направление, куда вёл Арбат). В 1950-е гг. начинается постройка магистрали, названной Новоарбатской, "состыкованной" с Воздвиженкой, и основной трафик сместился сюда. В 1974-1978 гг. был разработан проект реконструкции Арбата в пешеходную улицу, в 1982-1986 гг. шли работы, в 1986 г. смена облика Арбата на новое качество было завершено.

Хотя для столицы пешеходные улицы были в новинку (но не вконец пешеходные пространства: парки никто не отменял, к тому же Красная площадь пешеходная с 1974 г.), всё-таки неспроста Булат Окуджава, много времени провёдший на Арбате, выдал знаменитое "Арбат офонарел" (на обновлённом Старом Арбате и правда полно фонарей). Старый Арбат ("старый" — это чтобы отделить его от Нового Арбата) довольно людный, здесь действительно много достопримечательностей и даже диковинных магазинов, но из-за толп народа мне здесь нехорошо, да и сама улица неуютная. А так как людей много, то в столичных пабликах в признаках "истинного москвича" запомнил фото с подписью "обходите Старый Арбат". И ведь именно эту улицу берут за образец создания пешеходных улиц, даже называют их Арбатами… Впрочем, мне приятнее на Арбате Новом, а на Старом. Вот такой вот парадокс!…

Как добраться?

По обоим концам и того, и другого Арбата расположились по 2 станции метро "Арбатская" и "Смоленская", как та, так и другая, причём из "Арбатских" практически на улицу выходит вестибюль станции Филёвской линии, но не думаю, что ради этого будет пересадка на "Александровский сад", особенно со стороны восточных районов столицы.

Улица Кузнецкий Мост

А вот эта улица, хоть она и стала таковой лишь недавно, мне очень даже полюбилась!…
А вот эта улица, хоть она и стала таковой лишь недавно, мне очень даже полюбилась!…

Улица Кузнецкий Мост — одна из старейших центра столицы. При этом раньше это был настоящий мост через речку Неглинную, довольно часто разливавшуюся, с чем были связаны многие наводнения в Москве. После Отечественной войны 1812 года Неглинку заключили в подземный коллектор, с тех пор неоднократно обновлявшийся.

В XVII-XVIII веках на улице жили аристократы, при этом в середине XVIII столетия улицу перестроили: место деревянных построек заняли каменные. В XIX веке улица стала одной из ключевых торговых улиц города: здесь расположилось очень много модных мест. Улица ещё и стала первой, где фонари стали газовыми (1865), ещё спустя лет 20 пришло освещение электрическое. В советские годы, особенно в НЭП, значение улицы как торговой сохранялось (после Великой Отечественной войны добавились ещё локации вроде Дома моделей или библиотек научно-технической и театральной). К тому же одно из зданий ЦУМа выходит именно сюда.

Пешеходной улица стала относительно недавно — в 2012 году, суммарно с Камергерским переулком (он продолжает улицу Кузнецкий Мост) получается пешеходная улица от Тверской до Рождественки с переходом на участок последней до Пушечной улицы, почти до Театрального проезда. И эта улица мне нравится гораздо больше Арбата, моя ключевая пешеходная улица в центре столицы, и не только из-за логистики — она просто комфортнее сделана. Локаций тоже хватает, вроде МХАТа им. Чехова на углу Камергерского и Тверской и театра оперетты, да и Большой театр находится неподалёку. Всё такая же торговая улица столицы, не это касается не только ЦУМа…

Как добраться?

На углу Кузнецкого Моста и Рождественки, прямо на стыке пешеходных секторов, находится выход из станции метро, собственно, "Кузнецкий Мост". Также можно пользоваться совмещённым вестибюлем "Охотного Ряда" и "Театральной".

Улица Дудинка

Это одна из пешеходных улиц, расположившихся на окраинах столицы. Сказывается и то, что она фактически упирается в Ярославское направление МЖД на западе. На восток она идёт до Ярославского шоссе.

Вот, казалось бы, Ярославский район Москвы. Один из самых "запертых" районов столицы (напомню: северные ворота — развязка Ярославки и МКАД, южные — Северянинский путепровод, где проспект Мира "распадается" на Ярославское шоссе, улицы Енисейскую и Лётчика Бабушкина, с запада район заперт Ярославским направлением МЖД, с востока — Лосиным Островом). Вроде бы в мой список рекомендаций эта улица не должна была попасть вовсе. Но в неё есть один существенный плюс, выделяющий её на фоне Арбата и Кузнецкого Моста: очень мощное озеленение. Я не видел растительности на пешеходных улицах центра столицы, всё или в мостовой (в случае Арбата), или в плитке (на Кузнецком Мосту), там даже территории для зелени я не увидел. И одним только этим эта улица в Ярославском районе Москвы, на северо-востоке столицы, в районе, куда по шоссейным дорогам очень сложно попасть, крупно выигрывает у своих "центральных" собратьев. Впрочем, пару локаций, чтобы перекусить или просто отдохнуть, там тоже есть.

Сама улица не сказать, чтобы совсем старая. Она существовала, когда это была по меньшей мере территория Бабушкина — в его составе это был Раевский проезд. Нынешнее название с 1964 года — в те времена утвердилось правило, что окраинные улицы зачастую называются по окраинам страны, соответствующим "направлению", куда ведёт окраина. В данном случае городок Дудинка находится на севере Сибири, а точнее — севере Красноярского края (в прошлом это был центр Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, в 2007 г. полностью растворившегося в Красноярском крае, хотя АО и прежде входил в его состав), стало быть, северо-восточная часть страны, улица находится на северо-востоке Москвы, вот вам и "типовое" происхождение топонима.

Как добраться?

Улица упирается в ж/д станцию Лосиноостровская, с востока же можно подойти с остановки "улица Вешних Вод", где остановится всё. Если Вы идёте с этой станции в МГСУ (это рядом), то по этой улице точно пройдётесь.

На этом с пешеходными улицами заканчиваю!