Это 3-я часть моих рассказов о парковых зонах Москвы. Их много даже из числа тех, что я посетил, а их общее число и того больше. И следовать продолжу по прежнему принципу: парки будут в последовательности, в которой я их посетил впервые.
Национальный парк "Лосиный Остров"
Это крупнейший лесопарковый массив столичного региона и Москвы в частности. Относительно строгие границы у него только на востоке (Ярославское шоссе, затем — Ярославское направление МЖД) и частично на юге (Ростокинский проезд), причём в "южном" случае с переходом в "Сокольники". Северная граница паркового массива находится в Московской области и выходит к границам подмосковных Королёва и городского округа Щёлково (он там представлен несколькими деревнями). Далее граница переходит в район Щёлковского шоссе и несколько районов Москвы к северу от этой вылетной магистрали. Собственно, из одного из них я впервые попал туда — то была моя первая идея, как туда войти.
Лосиный Остров известен ещё с 1406 года и назван так в честь того, на кого охотились более всего, — на лосей, в остров — это из-за того, что это была роща среди уже давно возделанных земель. К слову, до середины прошлого века это был Погонный Лосиный Остров: погон — это псовая охота, которой тут охотились на лосей больше всего. С 1934 года в составе лесопаркового защитного пояса Москвы (напомню: тогда в основном граница столицы проходила по Малому кольцу МЖД, на тот момент — Окружной ж/д), с 1979 г. — природный парк, с 1983 г. — национальный. И столичные власти то и дело пытаются что-то оттяпать от этой территории. Вон, немного забрали под МСД, на данном участке выступающей "реинкарнацией" 4-го кольца (ещё один её участок проходит и возле Измайловского ПКиО), наряду с хордами.
Я давно думал заглянуть сюда, но впервые это смог сделать лишь в 2015 году, воспользовавшись перекрытием в Новогирееве — трамвайный маршрут №36, у которого у одного из входов конечная, из-за этого временно шёл на 16-ую Парковую улицу. Разные входы я в разное время и открывал — из Гольянова, со станции Белокаменная, с Ярославского шоссе. В последние годы чаще всего я использовал парк исключительно для того, чтобы отдохнуть и уйти из городской обстановки, пусть и окончательно не пересекая городскую границу (про мои любимые места в области позже). Тут есть несколько активностей (видел музей "Русский быт", он вроде тяготеет к Ярославке), но я на них к тому моменту уже перестал обращать внимания.
Как добраться?
Буду описывать только самые очевидные с моей точки зрения, просто их вагон, но и территория Лосиного Острова просто огромна, а часть входов находится в области. Итак:
- Начну с самого простого. Прямо в Лосином Острове находится станция МЦК Белокаменная. Станция эта — ровесница Окружной ж/д, так что зацените историческое здание вокзала станции, пусть и посидеть внутри вам не дадут!
- Теперь способ, поначалу показавшийся мне некогда самым очевидным, но это и 2015 год был. Неподалёку от одного из входов есть трамвайное кольцо, много лет называвшееся "Детский санаторий", ныне — "Метрогородок", маршруты №№13, 36, 46. Они следуют по Открытому шоссе, упирающемуся как раз в Лосиный Остров.
- Со стороны Ярославского шоссе много входов, на всём "московском" участке шоссе за Северянинским путепроводом, некоторые из которых прямо выходят на Ярославку. Ярославское шоссе обслуживают многие маршруты автобуса, включая "экспрессный" 903-й. Рядом с Ярославским шоссе идёт Ярославское направление МЖД, подойдёт любая остановка в границах Москвы, за исключением лишь Ярославского вокзала (я здесь учитываю в том числе и "Сокольники", так как они и Лосиный Остров стакаются друг с другом по Ростокинскому проезду).
- Из Гольянова же удобнее всего сюда войти с Курганской улицы, с остановки "Курганская улица, 1", её обслуживает автобусный маршрут №257.
Александровский сад
Этот сад находится в самом центре столицы, аккурат рядом с Кремлём, и устроен был по случаю победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Тем самым получаем старейшую парковую зону Москвы из мной упоминаемых, но при этом впервые я сюда вошёл лишь то ли в конце 2015 года, то ли несколько позже. Да, раз я проходил в Оружейную палату сквозь него, но это не была целенаправленная прогулка по этой территории. Я даже с того времени не помню, заходил ли я в сад или каким-то образом прошёл так, что даже и не заметил.
Этот сад, помимо функции памятника войне 1812 года, обладает также и некоторыми другими мемориальными функциями. В первую очередь это касается следующей Отечественной войны, Великой, — в парке стоят Могила Неизвестного Солдата, возле которой стоят Пост №1 и Вечный Огонь, а также мемориальная стена городов-героев СССР. Есть также и обелиск в честь 300-летия дома Романовых, в годы советской власти, естественно, сильно видоизменённый, но в 2013 г. ему вернули исторический облик.
Сад по площади, увы, довольно скромный, подолгу разгуляться здесь не выйдет. Да, логистика у сада лучшая в городе, но надолго здесь задержаться получится только при относительно сильном желании. Для меня минусом также могут служить толпы народа — я не очень люблю ходить по людным местам.
Как добраться?
Как я уже говорил, логистика здесь лучшая среди всех парковых зон, всё-таки рядом Кремль. Сад дал имя станции метро, служащей конечной на Филёвской линии метро и уникальной по массе параметров. И она входит в крупнейший пересадочный узел метро, наряду с "Библиотекой имени Ленина", "Арбатской" Арбатско-Покровской линии и "Боровицкой". Да, прямой переход с "Боровицкой" на "Александровский сад" никогда не будет построен по всей видимости, но сам факт жизни такого мощного узла сразу 4 линий метро о многом говорит.
С другого конца сада находятся соседние станции Сокольнической ("Охотный Ряд") и Арбатско-Покровской ("Площадь Революции") линий метро, а также соединяющая их "Театральная".
"Зарядье"
Находится в пределах улицы Варварка (с севера, по ней же парк имеет адрес — владение 6), Китайгородского проезда (с востока), Москворецкой набережной (с юга) и Красной площадью (с запада).
Этот парк первым в моём списке быть не мог по одной банальной причине: это самая молодая парковая зона столицы по меньшей мере из тех, что я буду тут упоминать! Открыта она в 2017 году. Однако у этого места очень большая и длинная история.
Много лет Зарядье было обычным районом столицы, то самым престижным, то после выселения евреев отсюда самым запущенным. В советские годы район был снесён, потому что здесь планировалось построить сначала дом для Наркомата тяжёлой промышленности (наркоматы в 1946 году стали министерствами, но конкретно этот был упразднён ещё в 1939 г., а точнее — разделён на несколько, а ещё раньше это был ВСНХ, Высший совет народного хозяйства), затем — новое здание для Совнаркома (так называлось советское правительство по 1946 год, Совет народных комиссаров, впоследствии — Совет министров, Совмин), а после — 8-ую высотку. Да, высоток построено 7, одна из них — МГУ, где я часто бывал (учился всё же не в самой высотке, а в другом корпусе через дорогу). Должно было быть 8, хотя бы ввиду того, что все высотки были заложены в честь 800-летия Москвы. Но здание в Зарядье, предназначавшееся для Министерства тяжёлого машиностроения (к слову, одно из тех, что некогда входили в Наркомат тяжпрома), не успели построить из-за начавшейся кампании по борьбе с архитектурными излишествами. При этом уже заложенный стилобат позднее был использован, чтобы обустроить здесь легендарную гостиницу "Россия". Вы, может быть, вспомните её, одно время была крупнейшей по номерному фонду в мире, даже в книгу рекордов Гиннеса попала. Первые лет 10 это была самая престижная гостиница столицы, пока в 1977 г. тут не случился пожар — оказалось, что пожарные лестницы не были рассчитаны на такие высоты, что были в гостинице, что затруднило эвакуацию постояльцев с верхних этажей. После этого престиж гостиницы резко упал, в 2004 г. её закрыли, а в 2010 г. её снос был завершён.
Решение разбить здесь парк принято в 2012 году, спустя год прошёл международный конкурс (всё это время тут был, по сути, пустырь, что для центра столицы считалось чем-то ненормальным), а в 2017 г. парковая зона была открыта, причём аккурат ко Дню города — видимо, была такая задача. Естественно, так как парк был оборудован по современным тенденциям в кои-то веки, наплыв гостей не заставил себя долго ждать. Пришлось даже кое-как уладить этот момент!…
Собственно, я даже помню идею парка — самые разные ландшафтные зоны России. Но, если честно, чего-то подобного так и не нашёл, хотя под стеклянным куполом явно что-то было. Зато локаций довольно много — ледяная пещера, медиацентр, а также парящий мост, где много фотосессий проводят. Плюс филармонический зал, про который я писал здесь. Правда, архитекторы парк критиковали, так как парковую зону создали таким образом, что она "переехала" исторический ландшафт района, так ещё и пару зданий снесли. Правда, остались палаты бояр Романовых, заставших ещё основателя царской династии Михаила Фёдоровича. А так — одна из моих самых любимых прогулочных зон столицы после открытия, по понятным причинам.
Как добраться?
Ближайшая станция метро — "Китай-город", я также пользовался выходом с "Площади Революции" в Богоявленский переулок, пока в Восточном Измайлове жил. Помните ведь, что у "Китай-города" есть крупный автобусный хаб?…
В следующем, заключительном блоке, будет пара зон, открытых мной уже после переезда в Свиблово! И отчасти с этим их нахождение будет сопряжено.