Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Памятник неба: Ми-2 EW-23291 в Красном Маяке

На окраине поселка Красный Маяк, недалеко от Гомеля, стоит памятник ушедшей эпохе – вертолет Ми-2 с бортовым номером EW-23291. Это не просто старая машина, списанный агрегат или музейный экспонат. Это символ труда, памяти и уважения к истории гражданской авиации Беларуси. История этой машины началась в 1985 году, когда она сошла с конвейера польского завода PZL-Świdnik. Почти сразу вертолет поступил в распоряжение Белорусского управления гражданской авиации, а позже, после распада Советского Союза, продолжил службу в составе авиакомпании «Гомельавиа». Ми-2 использовался в сельскохозяйственных и транспортных целях, выполняя задачи, которые были жизненно важны для экономики и жителей региона. После десяти лет службы вертолет был списан. Но на этом его история не закончилась. Бывший пилот Гомельского аэропорта, ныне фермер Владимир Мещерский, не смог остаться равнодушным. На собственные средства он восстановил машину и 30 октября 2012 года установил ее как памятник в яблоневом саду фермер

На окраине поселка Красный Маяк, недалеко от Гомеля, стоит памятник ушедшей эпохе – вертолет Ми-2 с бортовым номером EW-23291. Это не просто старая машина, списанный агрегат или музейный экспонат. Это символ труда, памяти и уважения к истории гражданской авиации Беларуси.

Ми-2 EW-23291, Белорус, Гомельская область, Красный Маяк, июнь 2025 года. Фотография © Александр Жуков
Ми-2 EW-23291, Белорус, Гомельская область, Красный Маяк, июнь 2025 года. Фотография © Александр Жуков

История этой машины началась в 1985 году, когда она сошла с конвейера польского завода PZL-Świdnik. Почти сразу вертолет поступил в распоряжение Белорусского управления гражданской авиации, а позже, после распада Советского Союза, продолжил службу в составе авиакомпании «Гомельавиа». Ми-2 использовался в сельскохозяйственных и транспортных целях, выполняя задачи, которые были жизненно важны для экономики и жителей региона.

После десяти лет службы вертолет был списан. Но на этом его история не закончилась. Бывший пилот Гомельского аэропорта, ныне фермер Владимир Мещерский, не смог остаться равнодушным. На собственные средства он восстановил машину и 30 октября 2012 года установил ее как памятник в яблоневом саду фермерского хозяйства «Гринвэй Фрут».

Этот жест стал настоящим примером гражданского подвига – сохранения исторической памяти своими руками, без поддержки государства или спонсоров.

С годами краска на корпусе немного облезла, шасси частично вросло в землю, но вертолет не заброшен, не разграблен, не забыт. Жители поселка Красный Маяк относятся к нему с уважением, считая его символом трудового подвига и технического наследия.

Спасибо фермеру Владимиру Мещерскому за то, что он не дал исчезнуть памяти о скромном, но важном труженике неба – Ми-2 EW-23291.

© Алексей Виноградов