Найти в Дзене

Покровская церковь в Черкизово, станция Тарасовская

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Название поселка Черкизово Пушкинского района связывают с именем царевича Большой Орды Серкиза, который переехал на Русь еще во времена Дмитрия Донского. Серкиз принял православие и получил во владение несколько подмосковных сел. Села с таким же названием есть в Коломенском районе, недалеко от Химок и еще одно бывшее село Черкизово - ныне в черте города Москвы в Преображенском районе. Сын ордынского царевича Андрей Серкизович сражался в 1380 году на Куликовом поле на стороне Дмитрия Донского.

Черкизово в древности было вотчиной Троице-Сергиевой обители. На средства монастыря здесь была поставлена первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. Однако в Смутное время приход был разорен, церковь стояла без служб. После окончания Смуты церковь перевезли в соседнюю деревню Звягино. На новом месте "черкизовскую" церковь освятили как Сретенскую. Так образовался Звягинский приход, к которому в дальнейшем относилась и деревня Черкизово.

-2

В 1772 году сенатор Григорий Григорьевич Протасов решил строить в своем сельце Кудрино каменную церковь Николая Чудотворца с приделами Зачатия св. Анны и Трех святителей. На время строительства Протасов получил разрешение перевезти из соседнего сельца Звягино старую деревянную церковь, поставить ее на кладбище, отремонтировать и освятить уже как Никольскую. Так Звягинский приход "переехал" теперь уже в Кудрино. К этому приходу были причислены и жители деревень Черкизово и Тарасовки.

Однако жители Черкизово и Тарасовки не были довольны этим решением. Они принадлежали к "экономическому ведомству", то есть были "государственными", не имели господ еще задолго до отмены крепостного права. Понятно, что им не нравились порядки, которые устанавливал в своем сельце Кудрино помещик Протасов, и не хотели даже в церковном плане подчиняться этому приходу. Крестьяне Тарасовки и Черкизово просили епархиальное начальство лучше зачислить их в приход села Пушкино, добираться до которого им было удобнее. Кроме того, Пушкино также было селом "экономическим".

Шли годы, а помещик Протасов так и не строил каменной церкви в Кудрино. В 1786 году у сельца Кудрино уже были другие владельцы, которые вовсе не были заинтересованы в таком строительстве. В итоге, была утрачена и деревянная Никольская церковь в Кудрино: она сгорела в начале XIX столетия. Восстанавливать ее не стали, а весь бывший Кудринский приход присоединили к Никольской церкви села Пушкино. Выходит, что деревянная церковь в начале XVII века называлась Покровской и стояла изначально в Черкизово, в середине того же столетия "переехала" в Звягино и получила имя Сретенской, наконец, в 1772 году была перевезена в Кудрино как Никольская. Там она простояла еще три десятилетия и, наконец, сгорела.

В XIX веке Черкизово входило в приход Никольской церкви села Пушкино. Население этого подмосковного уголка с середины столетия стремительно росло. Во-первых, появились и расширялись текстильные производства, среди которых важную роль играли фабрики купцов Арманд. А к концу столетия окрестности Пушкино стали популярным дачным местом. Пушкинский приход стал "разваливаться", прежде всего, потому, что состоятельные московские дачники хотели строить собственные новые церкви в своих поселках, возможно, и без острой на то надобности.

В приход Никольской церкви села Пушкино формально входили деревни Черкизово, Тарасовка, Звягино, Листвяны и поселок Клязьма. Однако в действительности крестьяне Тарасовки посещали ближайшую усадебную церковь в Любимовке, жители деревни Листвяны – Боголюбскую церковь при станции "Пушкино", а дачники из поселка Клязьма – Гребневскую церковь. Выходило, что в Пушкинской церкви оставались только жители самого села Пушкино. Причт и староста Никольской церкви как могли боролись со строительством в своих приходских деревнях новых церквей. Они опасались, что старинный Никольский храм опустеет, содержать его станет не на что.

Впрочем, Черкизово находилось почти в 6 километрах от Пушкино, и посещать Никольский храм особенно в дождливую погоду дачникам было очень непросто. К тому же, в отличие от упоминавшегося поселка Клязьма, все-таки имелись исторические основания - еще в эпоху до Смутного времени, как указывалось выше, в Черкизове уже была деревянная Покровская церковь. Однако место кирпичного храма было выбрано в Черкизово и потому, что, во-первых, находилось сравнительно недалеко от полустанка "Тарасовка" Московско-Ярославской железной дороги, и кроме дачного поселка, здесь же располагалась довольно большая фабрика.

Церковный дом 1906 года постройки
Церковный дом 1906 года постройки

Главными инициаторами строительства были владельцы местных дач Д. П. Бахрушин, О. Ф. Курлюков, В. П. Новиков, И. П. и Е. Г. Кудрявцевы и другие. Официально церковь называлась "в честь Покрова Богородицы и в память Священного коронования Их Величеств" - то есть последнего императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Закладка кирпичной Покровской церкви состоялась в 1899 году. После торжественного крестного хода из села Пушкино в Черкизово на месте закладки духовенством Никольской церкви был совершен водосвятный молебен и в основание была положена металлическая закладная доска.

Покровский храм в Черкизово был достроен в 1903 году. Автором проекта стал архитектор Владимир Павлович Десятов, который в облике пятиглавой церкви использовал приемы допетровского московского зодчества. Главным благотворителем Покровской церкви считается купец Дмитрий Петрович Бахрушин. Его отец был родом из города Зарайска, а двоюродный брат - Алексей Александрович Бахрушин прославился как создатель знаменитого Театрального музея в Москве, который действует до сих пор недалеко от метро Павелецкая. Ктитор церкви Д. П. Бахрушин скончался в 1918 году и был похоронен около Покровской церкви в Черкизово.

В советские годы Покровский храм в Черкизово, как и Никольская церковь в Пушкино, оставались действующими. В 1953 году храм отмечал юбилей - свое 50-летие. В том же году при настоятеле протоиерее Николае Морозове и старосте Е. Ф. Тюняевой была построена нынешняя кирпичная церковная ограда. С 1964 по 1970 годы в Покровской церкви в Черкизово на протяжении 6 лет служил вторым священником известный проповедник и духовный писатель о. Александр Мень. В этот период он обучался в Московской духовной академии.

Историк Олег Устинов описывал любопытную встречу в Покровской церкви Черкизова загорского фотографа и краеведа Исаака Марона с о. Александром Менем. Однажды он услышал по радио православного священника, проповедь которого его поразила. И. Марон узнал, что служит этот священник не так далеко от Загорска и решил однажды специально выйти на станции Тарасовская, чтобы познакомиться с ним лично. Он встретил отца Александра в Покровском храме в окружении пожилых людей. Эта картина показалась И. Марону безнадежной и он спросил священника:

В храме одни старушки, когда их не станет, кто же с вами останется?

О. Александр ответил на этот вопрос философски:

Старость вечна!

Затем священник указал на пожилого мужчину — одного из его самых ревностных прихожан черкизовского храма, который был советским генералом в отставке.