Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Забытый прорыв: проект двухмоторного моноплана Dornier G.I

В начале 1920-х годов авиационная промышленность находилась на перепутье: первая мировая война закончилась, и на смену военной технике стали приходить гражданские проекты. В этой новой эпохе инженерной мысли яркой страницей мог бы стать двухмоторный пассажирский самолет Dornier G.I – смелая и новаторская разработка конструктора Клода Дорнье. Хотя эта машина так и не была воплощена в металле, она осталась важной вехой в истории авиации как один из первых полностью металлических авиалайнеров, созданных специально для гражданских нужд. Разработка Dornier G.I началась в 1920 году в рамках стремления создать принципиально новый тип самолета – не переделанный военный аппарат, а изначально гражданскую машину. Подобно Junkers F.13 и менее известному B.A.T. F.K.26, Dornier G.I не имел боевого прототипа и с самого начала задумывался как авиалайнер на 8–10 пассажиров. Фюзеляж самолета имел модульную конструкцию: передняя часть отводилась под кабину пилота, за ней располагался багажный отсек, пасс

В начале 1920-х годов авиационная промышленность находилась на перепутье: первая мировая война закончилась, и на смену военной технике стали приходить гражданские проекты. В этой новой эпохе инженерной мысли яркой страницей мог бы стать двухмоторный пассажирский самолет Dornier G.I – смелая и новаторская разработка конструктора Клода Дорнье. Хотя эта машина так и не была воплощена в металле, она осталась важной вехой в истории авиации как один из первых полностью металлических авиалайнеров, созданных специально для гражданских нужд.

Разработка Dornier G.I началась в 1920 году в рамках стремления создать принципиально новый тип самолета – не переделанный военный аппарат, а изначально гражданскую машину. Подобно Junkers F.13 и менее известному B.A.T. F.K.26, Dornier G.I не имел боевого прототипа и с самого начала задумывался как авиалайнер на 8–10 пассажиров.

Проект Dornier G.I
Проект Dornier G.I

Фюзеляж самолета имел модульную конструкцию: передняя часть отводилась под кабину пилота, за ней располагался багажный отсек, пассажирский салон с мягкими креслами, рассчитанный на комфортную перевозку, и, наконец, санузел – роскошь для своего времени. Внутреннее пространство прорабатывалось с учетом безопасности и удобства, а не военной необходимости.

Основным материалом в конструкции Dornier G.I выступал металл: нагруженные элементы – из высокопрочной стали, менее критичные – из дюралюминия. На тот момент это был смелый отход от традиционных деревянных конструкций. Обшивка крыла и рулевых поверхностей, по проекту, могла быть либо дюралюминиевой, либо тканевой – этот выбор оставался открытым.

Крыло самолета имело простую прямоугольную форму, характерную для компании Dornier того времени. Оно крепилось к фюзеляжу с помощью двух мощных трубчатых подкосов. В центре конструкции размещались топливные баки, обеспечивающие самотечную подачу топлива к двигателям.

Главной технической особенностью Dornier G.I было расположение двигателей. Самолет должен был оснащаться двумя шестицилиндровыми рядными моторами BMW IIIa мощностью по 185 л.с. каждый. Инженеры приняли уникальное решение – разместить двигатели не в крыле, как было принято, а на коротких пилонах, выступающих из нижней части фюзеляжа. Это позволило сблизить двигатели к продольной оси машины, минимизируя разворачивающий момент при отказе одного из них – проблему, с которой сталкивались все двухмоторные самолеты.

Двигатели размещались с заметным выносом вперед, чтобы винты не задевали фюзеляж и друг друга. Левый двигатель даже был выдвинут чуть дальше правого, чтобы избежать столкновения лопастей. Такая компоновка не только снижала риск потери управляемости, но и повышала общую безопасность полета.

Проект Dornier G.I
Проект Dornier G.I

Шасси имело предельно простую конструкцию: две одноколесные стойки под моторами, укрепленные в местах максимальной передачи нагрузки от крыла и фюзеляжа. Это позволило минимизировать массу и сложность узлов. Особое внимание в проекте уделялось безопасности: двигатели располагались ниже и впереди пассажирского салона, снижая риск возгорания при аварийной посадке. Кроме того, топливные баки были размещены в крыле на безопасном расстоянии от горячих двигателей.

Проект Dornier G.I демонстрировал зрелый технический уровень. При длине 12,2 метра и размахе крыла 21 метр, самолет имел максимальную скорость 180 км/ч и крейсерскую – 150 км/ч. Его потолок достигал 6000 метров, а экономичность двигателей позволяла рассчитывать на выгодную коммерческую эксплуатацию: 50 л.с. на одного пассажира – весьма конкурентоспособный показатель на тот момент.

Несмотря на амбициозность и технологическую продвинутость, Dornier G.I так и не был реализован в полном масштабе. Известно лишь о создании летающей модели и аэродинамических испытаниях. Причины отказа от постройки серийного экземпляра неясны – возможно, сказались финансовые трудности, конкуренция между филиалами фирмы Zeppelin или общее замедление развития гражданской авиации в послевоенные годы.

Однако идеи, заложенные в Dornier G.I, не исчезли бесследно. Через почти четыре десятилетия компания Dornier вернулась к подобной концепции при разработке удачного транспортного самолета Do 28, доказав тем самым, что авангардные замыслы 1920-х опередили своё время.

Сегодня Dornier G.I остаётся малоизвестной, но важной вехой в истории авиации. Он воплощал переход от экспериментальных конструкций к осознанному инженерному подходу, ориентированному на комфорт, безопасность и коммерческую эффективность. Хотя самолет не был построен, он оказал влияние на будущее проектирование и стал символом того, как даже не взлетевшая машина может оставить след в истории.

© Алексей Виноградов