Триста лет Романовы правили Россией, собирая богатство, от которого захватывает дух: золотые прииски, дворцы, бриллианты, тайные счета. К 1917 году, когда революция перечеркнула их судьбу, состояние Николая II считали миллиардами современных долларов. А потом — расстрел в Екатеринбурге, хаос Гражданской войны, и миллионы золотых рублей будто испарились. Куда они делись? Я перерыл книги, мемуары, архивы и нашел три версии, от которых мурашки по коже. Погнали разгадывать!
Секреты Тобольска: монахини и сундуки
Лето 1917-го, Временное правительство ссылает Николая II с семьей в Тобольск. Камердинер царя Алексей Волков потом писал в мемуарах, что везли сундуки: золото, монеты, украшения, бумаги. Зачем? Власть шаталась, банки трещали, а Сибирь казалась безопасным углом. Одна версия: часть сокровищ сдали на хранение верным людям — монахиням Иоанно-Введенского монастыря и слугам свиты.
Закройте глаза: ночь, мороз кусает щеки, темные фигуры прячут тяжелые ящики в подвале или закапывают под соснами. В июле 1918-го, после трагедии в подвале Ипатьевского дома, большевики нашли лишь крохи: бриллианты в корсетах княжон, пара золотых шкатулок. Остальное — где? Князь Феликс Юсупов в изгнании намекал в своих записях 1928 года, что монахини укрыли клад, спасая его от красных. Документов нет, только шепотки эмигрантов. Война, мародеры, время — все могло похоронить тайну. Я сам, гуляя по старым улочкам Тобольска в воображении, ловлю себя на мысли: а вдруг где-то под ногами золото ждет своего часа?
За границей: банки и хитрые схемы
Романовы не складывали все яйца в одну корзину. Еще с 1880-х, чуя смуту, они слали деньги за рубеж. Историк Игорь Зимин в «Царских деньгах» (2011, стр. 45) приводит цифру: 7 миллионов золотых рублей осели в Bank of England и у берлинских Мендельсонов. Точно не скажешь — банки хранят секреты, но письма царской канцелярии 1910-х это подтверждают. Сумма огромная, на сегодня это миллиарды долларов!
Большевики рвали и метали, пытаясь их достать. Не вышло. В 1934-м вдова великого князя Михаила, Наталья Шереметьевская, пошла в суд в Берлине. Ей кинули жалкие крохи — инфляция 1920-х сожрала капитал. А остальное? Думаю, кто-то ловкий — может, дипломаты или друзья семьи — разбил золото на мелкие счета. Взять великую княгиню Марию Павловну: в 1919-м она вынесла драгоценности через шведов и британца Владимира Маклакова, курьера с дипломатическим багажом. Не так ли уплыли и миллионы Романовых? Швейцария, Франция, тени банков — мне кажется, где-то там спит часть клада. Но без архивов это лишь моя догадка.
Золотой эшелон: Колчак и пропавшие слитки
Теперь держитесь, история покруче детектива. Золотой запас империи в 1917-м — 1,1 миллиарда рублей. Война, немцы близко, и его увозят из Петрограда в Казань. Август 1918-го: подполковник Владимир Каппель и чехи берут Казань, грузят 496 тонн золота — 651 миллион рублей — в вагоны. «Золотой эшелон» катит на восток! Адмирал Колчак, «верховный правитель», берет его под крыло. Архивы РГВА (Российский госвоенный архив, фонд 39540) говорят: 190 миллионов ушло на винтовки и шинели от Англии, Франции, Японии.
А дальше — мрак. 1919 год, белые бегут, золото едет к Иркутску. По дороге теряют ящики: 13 штук, 780 тысяч рублей, пропали между Зимой и Тыретью. Еще 235,6 миллиона испарились, когда гнали обратно в Казань. Чехи ли стащили? Зарыли в тайге? Утопили в Байкале? Эмигрантские газеты 1920-х кричали, что часть ушла в Японию. Я листаю в уме отчеты, и правда проста: война, предательства, паника разметали клад. Но мысль о слитках на дне Байкала не отпускает. Прежде чем нырять, я бы копнул архивы Колчака — вдруг там намек?
Правда где-то рядом
Тобольские тайники, банковские схемы, эшелон Колчака — три следа, и каждый тянет в пропасть загадок. Сокровища Романовых, похоже, разошлись: спрятаны, украдены, потрачены. Владимирская тиара мелькнула на аукционе в Лондоне в 1921-м, другие ценности осели у родни. Но миллионы рублей? Их тень витает над историей.
Я сижу, думаю: может, монахини молчали до конца, а может, золото легло в основу чьих-то капиталов. Меня греет мысль, что крупица правды ждет нас — в мемуарах, в архивах, под сибирской сосной. А вы что ставите: на тайгу, банки или Байкал? Пишите в комментариях, кидайте лайк, если я вас зацепил, и подписывайтесь — будем искать потерянное золото вместе!