Найти в Дзене
Погнали Дальше✌

Архитектурные стили Москвы. #10. 1930-е — перестройка идеологии, в том числе, и в архитектуре. Курс Сталина на неоклассицизм.

В прошлой статье я остановилась на том, что к 1930 годам лидеры советской власти пришли к пониманию, что конструктивизм, сделал из Москвы ТО, ЧТО они не очень то и хотели))) вернее, совсем НЕ ТО, ЧТО планировали... Где МАСШТАБ, где ВЕЛИЧИЕ, где СИЛА ВЛАСТИ?!?!?!🧐 В "коробочной" архитектуре этого, явно, не было.... Поэтому,
авангард в общем, и конструктивизм в частности, в начале 1930-х подвергаются жёсткой критике. «Сознание того, что рабочий класс не для того в великих муках свергал капитализм, чтобы замкнуться в бездушной „коробочной“ архитектуре и построить безрадостную, скучную жизнь, стало проникать в самые широкие круги архитекторов. Конструктивизм в архитектуре, сыграв свою известную положительную роль, обнажил всю ошибочность важнейших принципиальных моментов своей системы творчества». /Ю.В. Александров/ Напомню, что вначале 1930-х существовало множество различных архитектурных союзов — конструктивисты, рационалисты, неоклассики... Эти "группировки" свободно конкурировали межд
Оглавление

В прошлой статье я остановилась на том, что к 1930 годам лидеры советской власти пришли к пониманию, что конструктивизм, сделал из Москвы ТО, ЧТО они не очень то и хотели))) вернее, совсем НЕ ТО, ЧТО планировали...

Дом Наркомфина. Архитектурный стиль - конструктивизм. Изображение из открытых источников.
Дом Наркомфина. Архитектурный стиль - конструктивизм. Изображение из открытых источников.

Где МАСШТАБ, где ВЕЛИЧИЕ, где СИЛА ВЛАСТИ?!?!?!🧐

В "коробочной" архитектуре этого, явно, не было.... Поэтому,
авангард в общем, и конструктивизм в частности, в начале 1930-х подвергаются жёсткой критике.

«Сознание того, что рабочий класс не для того в великих муках свергал капитализм, чтобы замкнуться в бездушной „коробочной“ архитектуре и построить безрадостную, скучную жизнь, стало проникать в самые широкие круги архитекторов. Конструктивизм в архитектуре, сыграв свою известную положительную роль, обнажил всю ошибочность важнейших принципиальных моментов своей системы творчества».
/Ю.В. Александров/

Напомню, что вначале 1930-х существовало множество различных архитектурных союзов — конструктивисты, рационалисты, неоклассики... Эти "группировки" свободно конкурировали между собой, предлагали свои стили и решения. Когда их много, то сложнее договориться, сложнее диктовать свою волю и вкусы. Поэтому, чтобы облегчить себе жизнь,

советская власть, в начале 1930-х, затевает ПЕРЕСТРОЙКУ ИДЕОЛОГИИ ВО ВСЁМ, в том числе и в архитектуре.

1930-е — это те годы, когда Москва становится тем городом, который мы сейчас знаем. Именно в 1930-е, она приобретает те характерные архитектурные черты, из которых складывается её нынешний облик.

Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937
Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

начало 1930-х — это время, когда начали разрабатывать ПЛАН будущей Москвы,

основная мысль которого — Москва, это не только столица СССР, но это также и ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ.

Мнений, как должна развиваться НОВАЯ МОСКВА было много. Одно было ясно точно — необходимо задать новое направление, не разрушая старый центр города.

Хотя, были и те, например, Ле Корбюзье, которые хотели центр снести... Т.к. исторически сложившаяся КОЛЬЦЕВАЯ планировка города для многих архитекторов того времени была проблемой... Они привыкли к проспектам, магистралям, диагоналям - как основная, ГЛАВНАЯ УЛИЦА города.
Например: Невский
проспект в Санкт-Петербурге.

А вот, что делать с КОЛЬЦАМИ МОСКВЫ?! ЧТО брать за ГЛАВНУЮ улицу?! Они не знали... КАК развивать город, в случае сохранения КОЛЕЦ?!🧐

Именно поэтому, на обсуждение и согласование всех деталей понадобилось 5 лет, так как только в
1935 и был принят знаменитый ГЕНПЛАН ПЕРЕСТРОЙКИ МОСКВЫ.

Исторически сложившиеся ЗАЩИТНЫЕ КОЛЬЦА Москвы. Изображение из открытых источников.
Исторически сложившиеся ЗАЩИТНЫЕ КОЛЬЦА Москвы. Изображение из открытых источников.

Но, обо всём по порядку) Как к этому пришли, что делали и, что хотели сделать ведущие архитекторы того времени.

1931 — член Политбюро Лазарь Каганович выступает с ДОКЛАДОМ «О направлениях развития городов при социализме». Исходя из которого следовало, что Москву ждут большие перемены. Поэтому, именно

июнь 1931 принято считать началом РЕКОНСТРУКЦИИ Москвы и превращение её в столицу Мирового пролетариата.

декабрь 1931 — взорвали Храм Христа Спасителя, место которого должен быть занять Дворец Советов + начали прокладку первой линии метро.

Вид на Храм Христа Спасителя, 1912 год.

Вид на Храм Христа Спасителя, 1912 год.
Вид на Храм Христа Спасителя, 1912 год.

5 декабря 1931 Храм Христа Спасителя был взорван.

5 декабря 1931 — Храм Христа Спасителя был взорван. Изображение из открытых источников.
5 декабря 1931 — Храм Христа Спасителя был взорван. Изображение из открытых источников.

Проект монументального Дворца Советов, который планировали построить на бывшем месте Храма Христа Спасителя.👇

Проект монументального Дворца Советов, Изображение из открытых источников.
Проект монументального Дворца Советов, Изображение из открытых источников.

Представляете, какой бы сейчас красавчик-дворец мог быть, вместо Храма Христа Спасителя?!))) (Я люблю сталинскую, монументальную архитектуру, т.к. это не совсем классицизм, который я не люблю))) — поэтому да, мне такое нравится😉😍)

Проект монументального Дворца Советов, Изображение из открытых источников.
Проект монументального Дворца Советов, Изображение из открытых источников.

Но... не судьба...

1932 — выходит известное ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О перестройке литературно-художественных организаций», которое распускало все творческие союзы — взамен организовывались ЕДИНЫЕ СОЮЗЫ советских архитекторов, советских композиторов, советских художников и так далее.

Важнейшими пунктами этого постановления были следующие:

  • ликвидировать Ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
  • объединить всех писателей, поддерживающих платформу Cоветской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей…
  • провести аналогичные изменения по линии других видов искусства [создать Союзы художников, композиторов и так далее]».

Союз советских архитекторов.

После создания, 4 июля 1932 года, Союза советских архитекторов единый архитектурный стиль властью выработан ещё не был. По инерции, борьба между конструктивистами и неоклассиками продолжалась вплоть до 1936–1937 годов.

Дом Жолтовского на Моховой
«Гвоздь в гроб конструктивизма» /Виктор Веснин/

1934 — Иван Жолтовский строит дом на Моховой в духе неоклассицизма, который получил большую известность и одобрение архитектурного сообщества.

Дом Жолтовского на Моховой. Изображение из открытых источников.
Дом Жолтовского на Моховой. Изображение из открытых источников.

Именно после этого позиции неоклассицизма усилились, а власть ясно дала понять, что её интересуют именно неоклассические проекты — масштабные, монументальные, с пышным декором — в которые внесена советская эмблематика.

В 1935 архитектурное сообщество, под руководством архитекторов Владимира Семёнова и Сергея Чернышева (тот самый, который потом спроектирует главное здание МГУ) смогло договориться, идеи и детали были согласованы, и

10 июля 1935 года Сталин и Вячеслав Молотов подписали постановление №1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы».

Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаётесь со мной.
Благодарю за поддержку💖