Найти в Дзене
Жизнь в движении

Вся настоящая правда про отдых на Алтае. Раскрываю девять причин, почему туда не стоит ехать тратить свои деньги и время

Оглавление

Расскажу вам правду о том, что на самом деле ждет туриста на Алтае в 2025 году. Бываю там часто и в разные сезоны, поэтому накопил немного наблюдений со стороны.

Спойлер. Если вы мечтаете о райском отдыхе, сервисе уровня Турции и ценах, как в российской глубинке, — лучше сразу закройте эту статью. А если хотите узнать, почему Алтай — это не тот курорт, куда стоит везти свои кровные, — читайте до конца.

Будет честно, с цифрами, фактами и личными наблюдениями.

-2

1. Дорого, а моря нет

Первое, что шокирует любого, кто решит махнуть на Алтай, — это цены. Нет, серьезно: билеты туда-обратно из Москвы стоят 40–50 тысяч рублей с человека, бывает и дороже до 100 тысяч на круг. С человека!

Да, туда и обратно. Даже в несезон. Это, чтобы вы понимали, уровень перелета в Марокко, Гоа, Вьетнам или Таиланд с багажом.

-3

На машине дешевле? Ну, да. Если вы живете в Барнауле или Новосибирске. Из Москвы, Воронежа, Казани — более 3000 км в одну сторону и по затратам на бензин это не шибко веселее самолета. Даже если у вас малолитражка с расходом 7 литров на сотню 92-го, то цена вопроса выходит под 40 тысяч рублей.

И море — не предвидится. Ни соленого, ни хоть какого-нибудь.

-4

В итоге сумма расходов на дорогу и проживание легко догоняет, а то и перегоняет стоимость отдыха на курортах Турции, Египта или юго-восточной Азии с морем, шведским столом и бесплатными коктейлями.

2. Жилье: скромно, но дорого

Рассчитываете на уютный домик с видом на горы и всеми удобствами? Готовьте кошелек.

Алтайская формула жилья: чем дальше от цивилизации, тем выше цена — и тем проще удобства. Часто это деревянный сруб без шумоизоляции, с туалетом на улице, иногда даже без душа. Горячая вода — по расписанию.

Недавно вернулся с Алтая и цены в гостевых домах и гостиницах такие:

  • Бюджетные базы: от 700–1200 рублей с человека в сутки, но это чаще всего домик с душем и туалетом на улице, общая кухня и минимум комфорта.
  • Средний уровень: 2500–7000 рублей за двухместный номер, удобства уже в домике, но интерьер часто «советский» и без изысков. Как правило это формат быстровозводимых домиков из фанеры с номером в 15м2.
  • Высокий: 7000–20 000 рублей с человека за ночь — за это вы получите SPA, ресторан, бассейн, но таких баз единицы, и бронировать их надо сильно заранее.
  • Премиум: от 20 000 рублей и до бесконечности. Тот же курорт Манжерок 5* или Алтай Ресорт.

Хочется еще дешевле? Тогда вам в помощь палатка, но готовьте себя к ночам под дождем и всем сопутствующим тяготам и лишениям советского туриста.

3. Сервис: «не тот»

Алтай — это не про сервис. Даже в дорогих отелях часто встречается типичный российский подход: «вам и так сойдет». Персонал не улыбается, уборка по требованию, а если что-то сломалось — могут и не починить до конца отдыха. Ожидать заботы и внимания, как на европейских курортах, не стоит. Уровень сервиса на большинстве баз — «советская турбаза», только по ценам XXI века.

Усть-Кокса
Усть-Кокса

4. Еда: дорого и невкусно

Питание — отдельная боль. Алтай — не гастрономическое направление. Многие локации вообще не предлагают питание, и тогда вы сами ищете, где поесть. На отдалённых базах еды может не быть вообще. "Питайтесь сами" — это не насмешка, это реальность. Магазинов — нет. Надо ехать в большое село. Из Кату-Ярыка в ближайший магазин — полтора часа по грунтовке.

Тюнгур
Тюнгур

Да, вы можете готовить сами. Но тогда считайте: баллон газа, кастрюли, продукты, время и за этим ли вы сюда приехали?

Но если о ценах, то средний чек в "едальне" на таких базах — 400–600 рублей с человека.

Это будет суп, каша, котлета. Тёплая. Иногда. За 800–1200 рублей вы получите что-то более интересное — но уже в более крупных гостевых домах.

Качество еды — лотерея. Вкусные блюда встречаются, но чаще — пересоленный суп и котлета из замороженного фарша.

Если захотите кулинарных изысков — готовьте отдельный бюджет и вперёд в Манжерок 5*, там и ресторан европейского уровня. Но про цены там спрашивать неприлично.

Тюнгур
Тюнгур

5. Экскурсии и развлечения: дорого, массово и небезопасно

Любите активный отдых? Придется раскошелиться. Покататься на УАЗе к леднику Актру — от 2000 до 4000 рублей с человека.

Поход на Мультинские озёра — от 1000 до 2500 рублей.

Перевал Кату - Ярык
Перевал Кату - Ярык

Поездка на лошадях — от 2000 в час. Белуха — это уже экспедиция: 5–7 дней, от 25 тысяч и выше.

Экскурсионные туры на 7–10 дней стоят от 50 000 до 150 000+ рублей с человека, а двухнедельное путешествие обойдется в 200 000 + рублей. За что такие деньги? За толпы туристов, очереди у достопримечательностей и сервис, который не дотягивает даже до российских стандартов.

Слияние Чуи и Катуни
Слияние Чуи и Катуни

Плюс, гиды. Хорошие стоят дорого, плохих много.

Оборудование арендуется отдельно.

Местами на маршрутах нет связи и даже минимальной инфраструктуры.

В случае ЧП — вы сами по себе. А ЧП там бывают частенько, то "шишига" с туристами перевернется на пути к Каракольским озерам, то ещё что произойдет.

-13

Или даже цены на музеи! Есть в Усть-Коксе музей Рериха - он в этих местах останавливался на месяц в ходе своей экспедиции. Вход в музей стоит аж 500 рублей, но это всё новодел и ничего с той эпохи не осталось.

Для сравнения: в дом - музей Рериха в Индийском Манали стоит всего 300 рублей для всех. Там же есть ряд картин - подлинников художника и это настоящая усадьба, где жил, работал и умер наш великий соотечественник.

6. Транспорт: без машины — никуда

Общественный транспорт на Алтае — скорее отсутствует, чем есть. Автобусы ходят только между селами, расписание плавающее, опоздания — норма. До большинства красивых мест на общественном транспорте не доехать вообще.

Такси? Дорого, вернее очень дорого и не всегда безопасно. Даже из аэропорта Г-Алтайска до Манжерока такси будет 2000 рублей в одну сторону.

-15

Аренда авто — от 3000 рублей в сутки. Внедорожник — от 8000 рублей, но не все машины разрешают гнать по бездорожью, иначе штраф. Можно поискать малюсенькие праворульные "кейкары", я именно так и делаю во время визитов на Алтай. Это будет немного дешевле - 1700-1800 рублей в сутки, но учтите, что только для асфальта.

Марсовая долина
Марсовая долина

И даже если вы на своей машине — готовьтесь к каменистым грунтовкам, гравийкам и «УАЗингу» по полной программе.

7. Дороги: экстрим вместо комфорта

Чуйский тракт — это, конечно, легенда. Самая красивая дорога России и здесь даже нет смысла спорить. Перевал Чике-Таман, настоящая красота. Слияние Чуи и Катуни - фантастика.

Чуйский тракт особенно до Манжерока - это пробки и теперь ещё расширение. Но сверните с него — и вы оказываетесь на гравийных дорогах с ямами и пылью. Большинство маршрутов — это "УАЗинг" по камням. Актру, Укок, Мульта - без внедорожника делать нечего. А иногда даже с ним — не обойдётся без экстрима.

До многих достопримечательностей можно доехать только на внедорожнике. Если вы не любите экстрим — этот отдых точно не для вас.

8. Жадность местных и отсутствие культуры гостеприимства

Спрос рождает не только предложение, но и жадность. Многие местные в сезон задирают цены на жилье, экскурсии, даже на простые продукты. Культура гостеприимства в большинстве случаев отсутствует как класс: «приехали — платите, не нравится — уезжайте». Персонал часто не заинтересован в том, чтобы вы вернулись — туристов и так хватает

На Алтае нет культуры гостеприимства в привычном смысле. Здесь любят туриста как кошелёк. "Хочешь жить — плати. Не нравится — езжай в Сочи."

Жадность — слово грубое, но уместное. Бизнес ведётся как умеют. Никто не извинится, если вы сутки без горячей воды. Или если вас повезут в экскурсию в грязной машине или даже кузове.

Акташский ретранслятор
Акташский ретранслятор

9. Переоцененные достопримечательности и толпы людей

"Дикий отдых" на Алтае давно закончился. Манжерок, Чемал, Телецкое — в сезон превращаются в перенаселённые курортные зоны. Местами даже хуже, запарковаться стоит денег - местные и здесь подсуетились.

Хотите тишины — уезжайте дальше. Но чем дальше, тем дороже, сложнее и… скучнее, если вы не фанат одиночных трекингов.

-21

Многие «главные» достопримечательности Алтая — это просто красивые виды, которые в реальности не всегда соответствуют ожиданиям. Акташский ретранслятор, Гейзерное озеро, перевал Чике-Таман — красивые, но не более того. Толпы туристов, очереди на фотозону, суета — и никакой уединенности с природой. А ещё сувениры, шашлыки и толпа.

Красота Алтая настоящая — она в деталях. В рассвете над озером Укок, в ледяных водах Аргута, в запахе кедра или степных пейзажах Самахи. Но до той красоты надо добраться, а потом ещё и не разочароваться.

Белуха
Белуха

А теперь, если честно: стоит ли ехать?

Да, если вы знаете, куда едете. Если вам важны не удобства, а впечатления. Если готовы терпеть бытовой дискомфорт ради вида, от которого буквально "сносит башню":

  • Природа действительно уникальная, виды захватывают дух.
  • Если повезет найти хорошую гостевую базу и попасть в низкий сезон — можно отдохнуть душой.
Катунь
Катунь
  • Для любителей палаточного отдыха и полного отрыва от цивилизации — Алтай остается одним из немногих мест, где еще можно почувствовать себя первооткрывателем и найти дикие места.

И точно нет — если вы хотите курорт с минимальным сервисом, какой-никакой кухней и разумными ценами. Этого не будет. И пока — не предвидится.

Укок. Таван-Богдо-Ула
Укок. Таван-Богдо-Ула

Самые актуальные посты из моих путешествий по Росси и миру в Telegram-канале d1als_traveler. Присоединяйтесь!

Если хотите поддержать автора канала - жмите на донат