Найти в Дзене
С Богом по жизни

Господня вечеря, предвозвещенная в Ветхом Завете

Многие вещи в Ветхом Завете были тенью, или предвестниками, того, что затем было представлено в Новом Завете. Это так называемые «образы» (в современных переводах Библии «прообразы»), «образцы», «примеры», «подобия» или «типы» (типос) новозаветных реальностей, известных как антитипос; мы их будем называть «противообразы», «воплощения», «реальности». Адам был «образом» (Рим. 5:14) Иисуса, а Иисус был «противообразом». Спасение Ноя в ковчеге по воде было [про]образом крещения: «...долготерпение Божье ждало в дни Ноя, пока готовился ковчег, войдя в который немногие, то есть восемь душ, были сбережены водой, которая, как исполнение прообраза, и вас теперь спасает — и это есть крещение...» (1 Пет. 3:20, 21; Восстановительный Перевод). Физическое избавление бывших в ковчеге «водой» является тенью (типос, «образом») нашего духовного избавления путем крещения — реальности (антитипос), которая спасает нас теперь. Вознесенная змея, на которую Израиль должен был смотреть, чтобы остаться в живых,
Оглавление

Многие вещи в Ветхом Завете были тенью, или предвестниками, того, что затем было представлено в Новом Завете. Это так называемые «образы» (в современных переводах Библии «прообразы»), «образцы», «примеры», «подобия» или «типы» (типос) новозаветных реальностей, известных как антитипос; мы их будем называть «противообразы», «воплощения», «реальности».

Адам был «образом» (Рим. 5:14) Иисуса, а Иисус был «противообразом». Спасение Ноя в ковчеге по воде было [про]образом крещения: «...долготерпение Божье ждало в дни Ноя, пока готовился ковчег, войдя в который немногие, то есть восемь душ, были сбережены водой, которая, как исполнение прообраза, и вас теперь спасает — и это есть крещение...» (1 Пет. 3:20, 21; Восстановительный Перевод).

Физическое избавление бывших в ковчеге «водой» является тенью (типос, «образом») нашего духовного избавления путем крещения — реальности (антитипос), которая спасает нас теперь. Вознесенная змея, на которую Израиль должен был смотреть, чтобы остаться в живых, является образом Иисуса, который был вознесен, дабы мы имели жизнь вечную (Ин. 3:14, 15).

Прежде чем появится тень от дерева, нужно, чтобы сначала появилось само дерево. В отличие от этого, сначала появились ветхозаветные образы, или тени; затем, во исполнение их, появились их новозаветные «противообразы», то есть то, что было реальностью. Образы в Ветхом Завете обычно были физическим проявлением духовных реалий Нового Завета (Рим. 2:29; 7:6; 2 Кор. 3:6).

Прообраз Господней вечери можно видеть в различных иудейских установлениях: праздниках, учрежденных в память, (так называемых «напоминаний») особенно в Пасхе, в жертвах, заветах и трапезах с царями.

НАПОМИНАНИЯ

В Ветхом Завете Бог установил особые праздники, отмечавшиеся в память чего-либо и призванные помочь людям помнить великие события.

«Цель праздников в память состоит в том, чтобы сохранить и увековечить самое ценное в людях и событиях... Каждым таким праздником отмечается что-то, что иначе могло утратить своё значение и достоинство. Обычно увековечиваются выдающиеся личности, события или вещи, чаще всего эпохальной значимости» (Фандерберк).

Среди примеров напоминаний в Ветхом Завете можно назвать такие:

• Когда Бог поместил в облаках радугу, Он сказал, что никогда снова не затопит землю водой (Быт. 9:13-17). Радуга — это напоминание о Божьем завете со всем человечеством.

• Бог дал Израилю субботний покой, который нужно было соблюдать каждый седьмой день недели (Исх. 20:10; Втор. 5:14). Люди должны были помнить, что Он избавил их от египетского рабства.

• Пасха была дана Израилю, чтобы люди помнили ту ночь, когда Бог прошел мимо и не убил их первенцев в домах, помеченных кровью на дверных косяках. Когда люди ели пасхальную еду, они должны были вспоминать события вокруг их избавления из египетского рабства.

• Иисус Навин велел двенадцати мужчинам взять по одному камню из Иордана на память о том, что Бог позволил им перейти реку. Эти камни напоминали людям, что они должны рассказывать своим детям, как Бог остановил течение реки, чтобы они могли перейти ее вслед за священниками, которые несли ковчег завета (Иис. Н. 3:11—4:7).

Напоминания в Ветхом Завете помогали людям помнить важные события. Иисус учредил Господню вечерю как напоминание, сказав: «Это совершайте в Моё воспоминание» (1 Кор. 11:24; см. ст. 25).

ЖЕРТВЫ

Жертвы Моисеева закона, будучи тенью, предвозвещали жертву Иисуса. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10:1).

Когда жертвы совершались при Моисеевом законе, грешники вспоминали свои грехи. «Но жертвами ежегодно напоминается о грехах» (Евр. 10:3). То же самое можно сказать и о нас, когда мы соблюдаем Господню вечерю. Мы вспоминаем свои грехи, когда сосредоточиваем мысли на жертве Иисуса, направленной на удаление этих грехов (Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:23-25).

ЗАВЕТ

Первый завет, содержавший в себе Десять заповедей, Бог заключил с израильтянами вскоре после их исхода из Египта. Моисей положил в ковчег завета две каменные таблички (скрижали), на которых Бог написал важнейшую часть завета, Десять заповедей.

Так как первый завет не предоставлял полной милости и прощения грехов Израиля, то Бог заменил его вторым, который все это делает (Евр. 8:7, 8, 12, 13). Иеремия пророчествовал: «Вот, наступают дни, — говорит Господь, — когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской» (Иер. 31:31, 32).

Иисус, Ходатай нового завета (Евр. 12:24), «отменил первое, чтобы постановить второе» (Евр. 10:9).

Оба завета были освящены кровью (Исх. 24:5-8; Евр. 9:18-20). Кровь животных была прообразом крови Иисуса, освятившей новый завет милости и прощения (Мф. 26:28). В этом завете Бог согласился простить грехи тех, кто повинуется Иисусу. Кровью Иисуса Он очистит нас от грехов и больше не вспомнит их (Евр. 8:12).

ТРАПЕЗА С ЦАРЕМ

Великой привилегией считалась трапеза за царским столом вместе с другими почетными гостями. Давид распорядился, чтобы Мемфивосфей ел за его столом (2 Цар. 9:6-10). Он попросил Соломона, чтобы тот позволил сыновьям Верзеллия есть за его столом в знак благодарности за помощь Верзеллия, когда Давид бежал от Авессалома (3 Цар. 2:7). Соломон многим оказывал честь, приглашая есть за своим столом (см. 3 Цар. 4:27). Евилмеродах, царь Вавилона, удостоил Иехонию чести, выведя его из темницы и распорядившись, чтобы он всегда обедал в его присутствии (4 Цар. 25:29; Иер. 52:33).

Есть хлеб и пить от плода виноградного за Господним столом — тоже честь. Это трапеза с Царем, в которой мы участвуем вместе с такими же, как и мы, подданными царства (см. Фил. 3:20), собравшимися, чтобы вспомнить Иисуса и Его страдание за нас. Ее участники безмерно благословлены, потому что мы имеем счастливую привилегию общаться друг с другом и с великим Царем Иисусом за Его столом во время Его вечери (Мф. 26:29; Лк. 22:30; см. Мк. 14:25; 1 Кор. 10:21).

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Многие вещи в Ветхом Завете были образами реальностей Нового Завета. Некоторые из них служили прообразом Господней вечери. Они помогают нам понять и оценить ее значение и цель.

Вечеря / Причастие | С Богом по жизни | Дзен