Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Наследник "КВ" - Т-150, 1940

Оглавление

Т-150 - один из малоизвестных, но крайне интересных эпизодов в истории советского танкостроения. Эта машина стала своего рода переходным звеном между тяжёлыми танками довоенного времени и новыми проектами, которые появились в начале Великой Отечественной войны. Созданный как развитие идей КВ-1, Т-150 должен был усилить броневую защиту и огневую мощь, но реальность на фронте внесла свои коррективы. В этом материале разберёмся, что представлял собой этот танк, каковы были его особенности, и почему он так и не пошёл в большую серию.

Тяжёлый танк Т-150, он же КВ-150, он же КВ-3, собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Тяжёлый танк Т-150, он же КВ-150, он же КВ-3, собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Едва успев начать работы по отехнологичиванию производства тяжёлых танков КВ, военные захотели улучшить танк путём установки на него более мощного вооружения, а также усиления бронирования. Этой идеей не стали “заражать” АБТУ РККА, а продвинули эту идею “на самом верху”. Итогом “продвижения” стало постановление СовНарКома СССР и ЦК ВКП(б) №1288-495 сс от 17 июня 1940 года. В нём говорилось следующее:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.
К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».

На самом деле, работы по созданию танков затянулись - первый танк был закончен к седьмому ноября, второй - к пятому декабря 1940 года. Причиной такого срыва госзаказа стала, как всегда, логистика - срывать другие заказы для постройки двух опытных экземпляров никто не разрешал, а бронелисты для прототипов нужно было отливать другой толщины. По итогу, благодаря такому стечению обстоятельств, Ижорский завод задержал поставку обоих корпусов, но зато выдал их в полном соответствии с техзаданием. Машина, собранная в ноябре, получила заводской индекс Т-150, второй танк получил индекс Т-220. Между собой два прототипа отличались, главным образом бронированием и вооружением - первый имел 90 мм во лбу и вооружался 76,2-мм пушкой Ф-32, второй получил лобовую броню толщиной в 100 мм и вооружался 85-мм пушкой Ф-30.

Прототип КВ-220, разработанный и построенный примерно в одно и то же время с Т-150. Фотография в свободном доступе.
Прототип КВ-220, разработанный и построенный примерно в одно и то же время с Т-150. Фотография в свободном доступе.

Прототип Т-150 (законченный первым) строили на базе серийного танка КВ, с широким применением его отдельных узлов и агрегатов. Наращивание брони не помешало сохранить внутренний объём - он оставался достаточным для пяти членов экипажа, также в связи с увеличившейся массой, была чуть доработана ходовая часть, форсирован двигатель, а на крыше башни появилась новая командирская башенка с новыми же приборами наблюдения. Прототип, по заверениям команды создателей, обещал порадовать военных - учитывая, что танк КВ был непробиваем для большинства противотанковых орудий условного противника, то новая модель и вовсе обещала быть “бессмертной” на поле боя.

Получив подробную информацию о прототипе, военные назначили дату проведения испытаний танка - 15 января 1941 года. В этот день, Т-150 вышел на маршрут и тут же начались проблемы - вначале начала сбоить коробка передач (третья и четвёртая передачи не всегда включались сходу), затем начала сбоить система охлаждения двигателя, вызывая перегрев не только агрегата, но и масла в нём. В итоге, прокатив танк на дистанцию в неполных 200 километров, все испытания завершили, а прототип направили обратно на завод с требованием доработать пресловутую систему охлаждения и разобраться с коробкой передач.

И пока шли работы над танком, разведывательное управление НКВД получает информацию о том, что в Германии готовятся принять на вооружение новый танк, тяжёлый по массе и с мощным вооружением. Восприняв это, как угрозу, военные начали готовить сырой ещё Т-150 к серийному производству, причём самое интересное - под индексом КВ-3 (это была изначально совсем другая машина), чем вызвали серьёзную путаницу. На самом деле, в Германии на тот момент никакого тяжёлого танка, готового к принятию на вооружение, ещё не существовало - скорее всего, в этом донесении (если оно вообще существовало), говорилось о прототипах VK45.01, которые в своём роде были предтечей “Тигра” - до его появления оставалось больше года, а массово (по меркам немецкого танкостроения) он появится в войсках к середине 1943 года. Но информация свою роль сыграла - 15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приказал Кировскому заводу начать выпуск танка Т-150 с серийным названием КВ-3 и несколько изменёнными характеристиками (76-мм пушка Ф-34, двигатель В-5 мощностью 700 л. с.).

Корма Т-150. Фотография в свободном доступе.
Корма Т-150. Фотография в свободном доступе.

Но в силу обстоятельств, серийное производство так и не началось - пока прорабатывали техпроцесс, старались высвободить производственные мощности и занимались прочими оргвопросами, началась Великая Отечественная война. В ходе неё стало не до новых танков, но проект по модернизации уже существующих танков КВ “малой кровью” в войска разослали - предлагалось “допилить напильником” серии танков с литой башней путём установки на лобовые детали корпуса дополнительной брони в 25 мм толщиной. Таким образом, танкисты получали даже не 90, а 100 миллиметров брони в верхней части лба машины - пробить её стало ещё сложнее. Но проблемы с перегруженным шасси в таком случае лишь усугублялись. Поэтому (хотя и не только) модернизация носила точечный характер. Ещё одной послужил перегрев двигателя, что осложняло эксплуатацию танка при положительных температурах. Также важно добавить, что запуск в производство новых двигателей был бы слишком трудоёмким процессом в условиях военного времени. Именно поэтому Т-150 оставался в единственном экземпляре.

Описание конструкции

В целом, тяжёлые танки Т-150 и КВ являются родственными проектами, и можно сказать, что Т-150 стал попыткой улучшить несколько недоработанный тяжёлый танк имени первого советского маршала. И к сожалению, попытка эта оказалась неудачной.

Бронированный корпус и башня

Корпус тяжёлого танка Т-150 представлял собой классическую для советского танкостроения начала 1940-х годов сварную бронекоробку с рациональными углами наклона лобовых и бортовых листов. Основной конструкционный материал - гомогенная катаная броня. Лобовая часть корпуса была усилена: верхний лобовой лист имел толщину 90 мм при рациональном наклоне в 30° от вертикали, нижний лобовой лист - 60 мм, установленный под аналогичным углом. Борта корпуса представлены вертикальными листами толщиной 75 мм в районе боевого отделения и 60 мм в моторно-трансмиссионном отсеке. Корма - 60 мм. Крыша корпуса была из бронелиста толщиной 30 мм, днище - 20 мм в районе трансмиссии и 30 мм под боевым отделением.

Сварка бронелистов производилась с применением внутренних броневых накладок и косынок, что обеспечивало прочность и жёсткость конструкции. Верхние и нижние лобовые листы стыковались с помощью мощного броневого шва, усиленного внутренними подкосами. Особенностью Т-150 стала общая массивность корпуса и отказ от литых элементов - в конструкции преобладали катаные бронелисты, скреплённые сваркой. Корпус делился на три основных отделения: отделение управления в носовой части, боевое - в средней и моторно-трансмиссионное - в корме. Механик-водитель размещался по центру лобовой части корпуса и имел смотровой люк с бронекрышкой. Над ним располагалась ниша с прибором наблюдения и подбашенным люком. Бронекрышки люков механика-водителя и стрелка-радиста были аналогичны тем, что использовались на корпусах танков КВ-1 ранних выпусков.

Танк Т-150 в бортовой проекции. Фотография в свободном доступе.
Танк Т-150 в бортовой проекции. Фотография в свободном доступе.

Корпус Т-150 был предназначен для установки новой, утяжелённой башни с усиленным бронированием. Это требовало переработки опорного кольца башни, что также отразилось на конструкции крыши корпуса и его передней части. В итоге танк получил объёмный и устойчивый корпус, рассчитанный на возросшую боевую массу и улучшенную защиту.

Башня была полностью сварной, многогранной в плане, с плоскими броневыми плитами, сваренными под углами, что придавало ей характерный угловатый, почти «грубый» внешний облик - без округлостей литых башен, к которым позже вернулись. Основу составляли катаные бронелисты толщиной 90 мм по всему периметру. Лобовая часть башни, как и борта, не имела разницы в толщине - это было сделано намеренно, с расчётом на предельно возможную защиту от бронебойных снарядов калибра до 75 мм включительно. Корма башни также имела 90 мм брони, что было нетипично: на башнях других моделей задний лист традиционно был тоньше.

Крыша башни - бронеплита толщиной 30 мм, состоявшая из двух соединённых частей. В крыше размещались командирский люк с откидной крышкой, люк заряжающего, а также посадочные места для приборов наблюдения. Кольцо вращения башни имело диаметр, аналогичный КВ-1, но конструктивно отличалось усиленной броневой юбкой у основания, прикрывавшей стык с корпусом. Это увеличивало защищённость от попадания осколков и пуль в область поворотного механизма.

Орудийная маска танка была сварной, прямоугольной формы, с толщиной лобового листа до 90 мм. Она обеспечивала подвижность пушки в вертикальной плоскости и прикрытие всех подвижных элементов качающейся части. На Т-150 устанавливалась 76-мм пушка Ф-32, знакомая по ранним КВ-1, но в проектной документации рассматривалась возможность замены её на более мощное орудие, вплоть до Ф-34 или новой пушки Ф-27 (экспериментальной). Рядом с пушкой в маске размещался спаренный 7,62-мм пулемёт ДТ. Внутри башни находилось трое членов экипажа: командир (слева от пушки), наводчик (справа) и заряжающий (позади них, ближе к корме). Командир имел доступ к перископическим приборам наблюдения, один из которых выходил через командирский люк. Башня оснащалась поворотным механизмом с ручным приводом - электропривод планировался, но только на серийных моделях, на прототип электропривод башни не устанавливался.

По меркам 1940 года башня Т-150 была избыточно бронированной и тяжёлой, что сказывалось на общей массе танка и ухудшало подвижность. Однако с точки зрения противоснарядной стойкости она превосходила не только КВ-1, но и все другие советские серийные башни того периода. Именно масса и утяжеление башни во многом стали причиной отказа от дальнейшего развития Т-150 в пользу более сбалансированного КВ-1С.

Вооружение

Вооружение тяжёлого танка Т-150 было типичным для своего времени, но с оглядкой на будущее усиление огневой мощи. Основу составляла 76,2-мм пушка Ф-32, установленная в сварной башне. Это орудие разработано в рамках унификации вооружения танков КБ-1 и уже устанавливалось на серийных танках КВ-1. Пушка отличалась надёжной баллистикой, простотой обслуживания и достаточной по тем временам пробиваемостью, хотя уже в 1941 году её возможности считались ограниченными при столкновении с усиленно бронированными целями. Хотя по правде сказать, усиленно бронированных целей на поле боя, как уже сказано выше, не встречалось до 1943 года. Орудие Ф-32 размещалось в центральной части башни на цапфах, имело вертикальную стабилизацию и полуавтоматический затвор. Боекомплект состоял из 111 выстрелов различных типов - бронебойных, осколочно-фугасных и бетонобойных. Расположение боекомплекта по корпусу было достаточно традиционным: часть укладывалась в ящики на полу боевого отделения, часть - по бортам корпуса и в нишах.

Танковая пушка Ф-32 калибра 76,2 мм. Фотография в свободном доступе.
Танковая пушка Ф-32 калибра 76,2 мм. Фотография в свободном доступе.

Вспомогательное вооружение включало три 7,62-мм пулемёта ДТ. Один из них размещался в шаровой установке в лобовой части корпуса и обслуживался механиком-водителем. Второй - спаренный с пушкой, использовался наводчиком для поражения живой силы противника. Третий пулемёт устанавливался в корме башни и обслуживался радистом. Такое расположение обеспечивало круговую оборону и позволяло вести огонь по пехоте, пытавшейся приблизиться к танку.

Особенностью вооружения Т-150 было то, что при всей внешней схожести с КВ-1, на прототип можно было установить более мощное орудие без значительной переделки башни - следовательно, затрат на модернизацию оружия было бы немного. Масса пушки и броневой защиты увеличивала нагрузку на погон башни и ходовую часть, что в итоге стало одним из факторов, заставивших отказаться от Т-150 в пользу более сбалансированной машины. Тем не менее, именно в Т-150 отрабатывались решения, позже применённые на переходных моделях КВ-серии.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка и ходовая часть танка Т-150 представляли собой логическое развитие решений, уже применявшихся на танках серии КВ. Машина получила дизельный двигатель В-2К мощностью 600 лошадиных сил - тот же, что устанавливался на серийные КВ-1, но работавший на пределе своих возможностей из-за возросшей массы танка. Вес Т-150 доходил до 50 тонн, и для этой массы 600-сильный мотор уже казался слабоватым. В результате подвижность машины пострадала: максимальная скорость по шоссе не превышала 30 км/ч, а по пересечённой местности - значительно меньше. Двигатель размещался в кормовой части корпуса и отделялся от боевого отделения переборкой. Обслуживание его было затруднено - в том числе из-за высокой плотности компоновки и массивной бронезащиты. Учитывая, что Т-150 проектировался как усиленно бронированная модификация КВ, увеличение массы почти на 5 тонн по сравнению с КВ-1 не сопровождалось установкой более мощной силовой установки - и это сразу стало одной из слабых сторон танка.

Трансмиссия осталась той же, что на КВ-1 - механическая, пятиступенчатая, с двухдисковым главным фрикционом сухого трения. Управление танком требовало серьёзных физических усилий от механика-водителя: коробка передач была громоздкой, переключение передач - жёстким, с характерными ударами. Главная передача - коническая, с цилиндрическим редуктором. Бортовые передачи - двухступенчатые планетарные. Всё это уже хорошо зарекомендовало себя на КВ, но нагрузка на элементы трансмиссии возросла, и вылезли проблемы с надёжностью - редукторы перегревались, бортовые передачи требовали постоянного внимания, а фрикционы изнашивались быстрее ожидаемого.

Ходовая часть танка Т-150 полностью повторяла схему КВ-1 и включала по 6 опорных катков большого диаметра на каждом борту, три поддерживающих ролика, передние направляющие колёса и задние ведущие. Подвеска - индивидуальная, торсионная, с внутренними амортизаторами. Катки - с внутренней амортизацией, обрезиненные. Гусеницы - стальные, гребневого типа, шириной 700 мм. Несмотря на внушительный внешний вид, ходовая часть оказалась перегружена - особенно это ощущалось при движении по неровной местности, где сказывался избыточный вес, особенно в передней части корпуса.

В совокупности двигатель, трансмиссия и ходовая часть оказались не слишком удачно сбалансированы для столь тяжёлой машины. Надёжность отдельных узлов страдала, а перегрузка ключевых компонентов вела к повышенному износу. Опыт эксплуатации опытного образца Т-150 подтвердил, что без перехода на более мощный двигатель или серьёзную переработку всей силовой установки, перспектив у этой машины было немного. Именно на базе этих выводов позже был разработан КВ-220 с двигателем В-5 мощностью 850 л.с. - но это уже совсем другая история.

Боевое применение

Боевого применения в полном смысле этого слова танк Т-150 не получил. Машина осталась в единственном экземпляре, и её участие в реальных боевых действиях не зафиксировано в достоверных источниках. Разработка Т-150 велась как продолжение линейки тяжёлых танков Кировского завода - на тот момент основной задачей было создание более защищённой альтернативы Т-100 и СМК. Машину построили в 1940 году и испытывали на НИБТ полигоне, в том числе в сравнении с перспективным КВ. В ходе испытаний Т-150 показал удовлетворительные характеристики, но из-за перегрузки по массе, неудачно выбранной трансмиссии и перегрева двигателя проект признали тупиковым. В конечном итоге предпочтение отдали танку КВ-1, на базе которого позднее разовьётся целое семейство советских тяжёлых машин.

В сети указано, что это одна из немногих "фронтовых" фотографий Т-150. Фотография в свободном доступе.
В сети указано, что это одна из немногих "фронтовых" фотографий Т-150. Фотография в свободном доступе.

После завершения испытаний единственный Т-150 сохранили в качестве экспериментального образца, и его дальнейшая судьба связана уже не с фронтом, а с изучением в рамках дальнейших инженерных разработок. Таким образом, Т-150 остался танком «бумажной войны» - важной вехой в эволюции тяжёлой бронетехники, но не участвовавшей в боях. Так считается, согласно выводам многих исследователей. Однако есть документы в ЦАМО РФ, согласно которым, тяжёлый танк Т-150 11 октября 1941 года убыл на фронт в распоряжение 123 танковой бригады. Из состава подразделения танк был выведен 18 мая 1943 года - огромная редкость для боевой техники того времени, прожить на фронте полтора года. И в то же время, в июле того же 1943 года, в документах 1-й Краснознамённой танковой бригады, танк закрепляют за экипажем, что в высшей степени странно - скорее всего, там был либо другой танк под маркировкой “КВ”, либо Т-150 воскрес из мёртвых.

Заключение

Танк Т-150 - яркий пример того, как быстро развивавшиеся требования к боевой технике начала 1940-х годов превращали перспективные разработки в историю ещё до их выхода на поле боя. Эта машина была логичным шагом вперёд после Т-100 и СМК: усиленное бронирование, более мощное вооружение, стремление к улучшению боевых качеств. Но всё это обернулось слишком тяжёлым корпусом, сложностями с трансмиссией и перегрузкой двигателя.

Т-150 оказался на перекрёстке инженерной мысли и реальности военного времени, в которой приоритетом стали не только характеристики, но и простота производства, надёжность в эксплуатации и возможность быстрого развертывания серийного выпуска. Этим требованиям куда лучше отвечал КВ-1, и именно он стал основой тяжёлых танков Красной армии на начальном этапе войны. Тем не менее, его нельзя назвать бесполезной машиной. Его конструкция и результаты испытаний дали конструкторам ценные сведения, сыгравшие роль в дальнейших разработках. Иногда именно такие незаметные «переходные» образцы становятся теми самыми ступенями, без которых невозможно построить прочную лестницу вперёд.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.