Малверн. Опять Малверн. Кажется, в этом английском городке время течет вспять, как масло в старом карбюраторе. Пока мир гонится за аэродинамикой, автопилотами и экранами размером с кинозал, тут упрямо, словно джентльмен в котелке под дождем, продолжают клепать… это. Morgan Plus 4. Автомобиль, который не просто шаг назад во времени – это прыжок с парашютом прямиком в 1950-е. И знаете что? Это чертовски бодрит!
Предисловие: сердце Моргана, бьющееся под рубанком
Забудьте про шумные Aero с их баварскими V8 и экзотические 3 Wheeler, похожие на помесь самолета и телеги. Plus 4 – это «сердце» линейки Morgan. Не самое громкое, не самое мощное, но то самое, что кормит крошечную фабрику в Малверне и позволяет им продолжать это безумие. Пока гламурные собратья позируют на обложках, Plus 4 скромно делает свое дело: очаровывает, раздражает и лечит цинизм. «При правильном подходе Plus 4 — это очаровательный тоник для ворчливого, циничного современного мира». Браво! Лучше и не скажешь. Это не машина. Это терапия. Причем с ручным приводом и деревянным каркасом.
Суть вопроса: новый старичок
Говорим «классика», но моргните – и перед вами совершенно новый автомобиль, созданный специально по вашему заказу. Вот это фокус! На фото – лимитированная 110 Works Edition (в честь 110-летия, логично), но суть в другом: нет двух одинаковых Plus 4. Каждый – уникальный плод любви, пота и стружки на той самой архаичной линии, где главный автоматизированный процесс – это чаепитие в 11 утра. Это не производство. Это реинкарнация.
За рулем: очарование на грани испытания
Садитесь. Нет, правда, попробуйте сесть. Элегантность – не сильная сторона этого процесса. Потом начинается самое интересное. Приготовьтесь к тому, что вам придётся приложить немало усилий и сконцентрироваться, чтобы просто заставить машину двигаться. Рулевое? Тяжелее, чем угрызения совести после пятничного паба. Педали? Расставлены так, что балетная растяжка – полезный скилл. Коробка? Это отдельный квест на ловкость и интуицию. Никаких электронных ассистентов, подушек безопасности (в большинстве старых версий) и прочих нежностей. Только вы, железо, дерево и дорога. Очарование на грани? Оно на грани нервного срыва первые 10 километров!
Но потом… потом случается магия. Вождение по дорогам становится всё более увлекательным. Вы перестаете бороться с машиной и начинаете с ней танцевать. Пусть неуклюже, пусть с ошибками, но это ваш танец. Вы чувствуете каждую кочку, каждый порыв ветра, каждый вздох двигателя. Ничто не сравнится с ним на дороге по чистоте ощущений. Это не просто езда. Это медитация с элементами экстрима. Вас пропускают на перекрестках (все думают, что вы едете на раритете 50-х годов выпуска). Владельцы настоящих старичков машут вам как братьям по разуму. А хозяева новеньких кроссоверов в шоке: «Как?! Он новый?! И ему разрешили так ездить?!». Да, друзья, разрешили. И слава богу.
Движок: скромность, украшенная ревом
Под капотом (который, кажется, сделан из того же материала, что и паркет в Букингемском дворце) скрывается не монстр, а работяга. Четырёхцилиндровый атмосферник. Чаще всего – 2.0-литровый Ford Duratec, выдающий 154 лошадиные силы (была и более скромная версия 4/4 с 110 л.с. – для истинных мазохистов и ценителей истории, тянущейся аж с 1936 года). Цифры не впечатлят фаната Tesla: разгон до 100 км/ч за примерно 8.5 секунд, максималка где-то под 190 км/ч. Но дело не в цифрах!
Дело в характере. Этот мотор не урчит – он разговаривает. Низкий, бархатистый, чуть хрипловатый голос, который на высоких оборотах переходит в искренний, душевный рев. Он не оглушает, а наполняет. Управлять им – как дирижировать небольшим, но очень душевным оркестром. Расход? Около 10-12 литров по трассе, в городе – готовьтесь к 14-16 литрам честного бензина. Плата за кайф.
Плохие вещи: цена за погружение
Плохие вещи? Они есть, и они – неотъемлемая часть очарования.
Немного изящества или практичности: Багажник? Какой багажник? Туда влезет разве что дорожная сумка и термос с чаем. Садиться и вылезать – упражнение на грани акробатики. Защита от стихий? Складная крыша – это квест на координацию и силу рук. А если дождь застал врасплох – готовьтесь к ощущению, что вы внутри барабана стиральной машины (и да, возможны протечки). «Если только ваш Morgan не превращается в ванну» – это не шутка, это руководство по эксплуатации.
Может обойтись дорого: Сам автомобиль – очень дорогая игрушка для редкого использования. Цена нового Plus 4 в свое время кусалась серьезно, а поддержание в порядке ручной сборки с деревянным остовом – это отдельная статья расходов. Запчасти, внимание мастеров, знающих толк в ясене и старинных технологиях – все это стоит денег. Инвестиция не в практичность, а в эмоции и статус.
Жесткость и Отсутствие Роскоши: Подвеска передает вам все. Комфорт? Это не про Морган. Шумоизоляция? Вы ее слышали? Мы – нет. Роскошь? Есть отличная кожа, дерево на панели и… все. Ни тебе мультимедиа, ни климат-контроля (хотя обогрев работает как доменная печь, и подогрев сидений – опция, спасибо Малверну за это!).
Вердикт: 3/10? Или твердая 10?
Объективно, как совершенно новый автомобиль, конкурирующий с серьёзными соперниками (MX-5, Boxster, даже Caterham), Morgan — это в лучшем случае 3/10. Он медленнее, менее практичен, менее точен, менее комфортабелен, дороже в содержании. Если вы пришли с чек-листом и калькулятором – вы на кладбище не в том месте.
Но если вы оцениваете его таким образом, значит, вы катастрофически неверно оценили его предназначение. Вы купили не просто автомобиль. Вы купили билет в машине времени. Вы купили антидот от цифрового мира. Вы купили чистое, неразбавленное удовольствие от вождения, каким оно было полвека назад.
«Оцените его как автомобиль, который согреет ваши кости и утешит в хмуром, циничном, погружённом в экраны телефонов современном мире, и он получит твёрдую 10.» Вот именно! Plus 4 не пытается быть лучшим современным родстером. Он – лучший Морган. Он заставляет вас жить моментом, чувствовать дорогу, радоваться простым вещам: реву мотора, ветру в волосах (или капюшоне, если забыли крышу), улыбкам прохожих.
Вы покупаете «Морган», не только смиряясь с его недостатками, но и будучи готовыми превратить их в достоинства. Тяжелое рулевое? Это фитнес! Отсутствие багажника? Учимся минимализму! Дождь внутрь? Это же британский SPA! «Плюс 4» не отличается изысканностью, но доставляет массу удовольствия. И в этом его гениальность.
Нужен ли он вам как единственный автомобиль? Нет. Сможет ли он заменить рациональный хэтчбек? Никогда. Но сможет ли он за один воскресный выезд зарядить вас позитивом сильнее, чем месяц отпуска? Абсолютно точно. Это не просто машина. Это тот самый очаровательный тоник. Пейте, господа, пейте! Пока такие аптечки для души еще выпускают на маленькой улочке в Малверне.