Можно ли с Богом устанавливать взаимовыгодное сотрудничество? Свои мнения высказали священнослужители Константин Корепанов и Андрей Ткачёв.
Константин Корепанов, иерей:
Я хочу заявить со всей ответственностью, что мы Богу ничего не должны. Да и Он и не примет ничего от нас, если мы что-то сделали не по искреннему желанию.
Ребёнок, который приносит маме открытку на день рождения, где что-то криво накалякано, разве должен это делать? Или делает это по велению своего сердца?
Когда мы говорим ребёнку, чтобы он убрался у себя в комнате, он идёт и прибирается. Он сделал то, что должен. И в особых похвалах и благодарностях мы рассыпаться не будем.
А если мы приходим с работы домой, а там — чистота и порядок, и цветы на столе, и даже ужин приготовлен... Ребёнок захотел нас порадовать. И мы радуемся. И он радуется. Потому что он нас любит.
А если он вдруг подошёл и попросил пару тысяч для того, чтобы с друзьями потусить, мы поймём, что порядок в квартире он навёл не из любви. Что это — взаимовыгодное сотрудничество. И радости нашей — как не бывало.
Я привёл этот пример для понимания. Вот так же и Бог. Он принимает одну-единственную валюту — нашу любовь. Он принимает с радостью всё то, что мы делаем по любви.
Потому что Он хочет и ждёт, чтобы мы полюбили Его. Чтобы вся наша жизнь проходила в любви к Нему.
А мы молимся, ходим в храм, постимся... Потому что так надо. А если я этого не сделаю, то вдруг Он меня накажет болезнью или скорбью или ещё какой-то неприятностью. Вот такие наши представления о Боге, которые совершенно не соответствуют Ему.
Мы даже о врагах своих лучше думаем. Потому что надеемся, что они над нами сжалятся и не обдерут как липку. А про Бога думаем, что Он будет наказывать, наказывать, наказывать нас бесконечно.
Загляните в собственное сердце: хочется вам что-то сделать для Него? Для Него, распятого, израненного, попранного...
Наша христианская жизнь начнётся именно тогда, когда мы начнём делать что-то для Него из любви. Потому что полюбили Его.
Помните сказку Александра Роу «Морозко», где один горделивый герой превратился в медведя. И чтобы обратно превратиться в человека, он должен был сделать что-то хорошее.
И он начал делать «добрые дела», но ничего не происходило. Это не работало. Так как он это делал, потому что «надо». А потом он нашёл палочку, которую потеряла старая бабушка и подумал: «Как же она без палки?»
И понёс ей эту палку. Он и подумать не успел, что это доброе дело. Он просто озадачился, что без палки ей теперь будет тяжело. Он подумал о старушке. Он захотел облегчить её жизнь. Он захотел, чтобы ей было хорошо.
Вот и наши отношения с Богом начинаются только тогда, когда мы сами захотим что-то сделать, чтобы Ему было хорошо. А как мы узнаем, что Ему хорошо? Ну, мы же знаем все Его заповеди... Вот это и надо делать.
Мы должны совершать такие вещи, которые порадуют Отца. Потому что мы хотим сделать Ему приятное. Мы хотим доставить Ему радость. А не потому что мы — подневольные рабы. Вот такими мы должны быть христианами!
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Люди часто говорят, что они живут по правилам Церкви, но в их жизни ничего не происходит. Вернее, происходят конфликты, неприятности, скорби... Если ты правильно всё исполняешь, то это не залог того, чтоб всё в твоей жизни будет хорошо.
Все молитвы прочитал, в храме побывал, причастился, всё требуемое хорошо и правильно сделал. И теперь ждёшь от Бога ответной благодати. Такое ожидание от Бога по-человечески понятно. Но его надо отодвигать.
Хорошие люди любят Бога ради Бога. Не ради защиты. Не ради наград. Такое отсутствие корысти — это правильна мотивация. Но не все так могут. И это не значит, что все остальные ступени общения с Богом предосудительны.
К примеру, человек купил новый автомобиль, а старый решил не продавать, а отдать какой-то бедной семье. И попросил за это у Господа благословить его детей. Понятно, что здесь нет бескорыстной ангельской любви. Есть определённый земной интерес.
И это не плохо. Это обет. Это завет. Завет — это обоюдное согласие и обоюдные обещания. Мы говорим Богу, что любим Его, что обещаем прославлять Его в словах и делах. А Он нам обещает жизнь вечную. Мы обещаем молиться, а Он обещает не оставить нас.
Святитель Филарет Московский говорил:
«Нет у меня желаний, кроме желания исполнять волю Твою святую».
Так живут лучшие из нас. А обычные люди просят у Бога за себя, за детей, за своих близких. И это нормально.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.